Главная страница
Походы и путешествия с 2003 г.
Выбирайте среди 2333 путешествий
Верхний Башкаус и Нижний Чулышман на катамаранах: отзывы
- Регион: Алтай (все походы в этом регионе)
- Нитка:Река Башкаус — Ильдугемский каньон (4 к. с.) — порог Ловушка (4 к. с.) — порог Открытый (4 к. с.) — порог Предбанный (4 к. с.) — порог Камень Преткновения (5 к. с.) — порог Трек (4 к. с.) — порог Интеграл (4 к. с.) — порог Проводка (4 к. с.) — река Чулышман — порог Туданский (5 к. с.) — порог Коварный (5 к. с.) — Итыкайский каскад (4-5 к. с.) — река Чуя — порог Бегемот (5 к.с.) — порог Турбинный (4 к.с.) — порог Турклуб Горизонт (4-5 к.с.)
- Длина: 165 км + 10 км (на катамаранах и пешком)
- Сложность: сложный, участникам с опытом
- Длительность: 10 дней (без дороги на поезде или самолете)
- Размер группы: от 8 человек до 12 человек
- Возраст: от 18 лет
- Что взять с собой
- 12
- 24
Ближайшие походы
Сроки без дороги | Кто ведёт | Количество мест | Цена | Заявка |
---|---|---|---|---|
Сроки пока не опубликованы на сайте, вскоре они появятся! Отправьте заявку прямо сейчас, чтобы первым узнать об этом. |
Подпишитесь на новости и будьте готовы к приключениям!
Что включено в стоимость:
- трёхразовое питание на маршруте
- прокат общегруппового снаряжения (включая палатки)
- прокат катамаранов, спасжилетов, касок, весел, гермомешков
- забота инструкторов (опытных путешественников)
- автотранспортные переезды
- групповая аптечка
Что не включено в стоимость:
- авиа билеты до Горно-Алтайска
- страховка
- питание в столовой в 1-й и 10-й день
- размещение в домиках (не всегда возможно)
- прокат личного снаряжения ( спальник, пенка-коврик)
Скидки:
- 1 500 ₽ по Клубной карте
- Другие скидки
Как добраться
- Туда
Встреча группы с инструктором в первый день похода в аэропорту Горно-Алтайска в 08:30 по местному времени. Если вы прилетаете заранее, можно переночевать в одной из местных гостиниц.
Тем, кому удобнее прилетать в Барнаул, можно прилететь заранее и с автовокзала доехать до Горно-Алтайска на автобусе.
- Обратно
Завершаем маршрут в Горно-Алтайске. Отправление домой на самолётах не раньше 18:00 в последний день похода.
- Примечания
Мы рекомендуем покупать авиабилеты заранее, потому что они существенно дорожают к лету. Перед тем, как приобретать билеты на самолёт, обязательно уточните информацию у координатора!
Это очень красивый маршрут. Три реки, три таких разных характера. Все три прекрасны и удивительны по своему. И каждая достойна того, что бы на ней побывать. Очень долгая заброска с ГА, но безумно красивая. Даже она одна уже много стоит. У нас маршрут начался с Чулышмана, в Башкаусе не было воды. Но нам помогли дождики.
Наш маршрут проходил с спортивном режиме, у нас мало было осмотров достопримечательностей, но для меня это намного лучше и интереснее. Трижды собирали и разбирали катамараны, с каждым разом делая это все быстрее.
Этот маршрут с автосопровождением, это очень облегчает быт. Не нужно ежедневно упаковываться, грузиться, вязаться. Все в машинку и погнали. Но близость цивилизации и магазинов расслабляет. Автономные маршруты лично мне более по душе.
По воде Алтай не предсказуем. На Чулышмане у нас была вода выше средней, но по большей части проходима. Только один порог проводили (Коварный первую ступень). В препятствии 44 такая вода давала право выбора траекторий, мы прошли одной из самых интересных, рядом с сифоном. Долина Чулышмана, достаточно широкая, вода в реке зеленоватого цвете и относительно теплая, река протекает среди больших скалистых гор. От чего большинство рек впадают в Чулышман, обрываясь водопадами.
На Башкаусе при этом была вода ниже средней. Но по оценке инструкторов была признана рабочей и по итогу мы прошли полностью эту прекрасную реку. Река узкая, вертлявая, берега скалистые, вода ледяная, зеленовато-голубая. В долине много леса и ощутимо холоднее, здесь могут пригодиться теплые вещи. Очень красив Саратанский каньон. Он проверит вас на технику, скорость и слаженность в команде.
Чуя иная, воды в ней было значительно выше среднего. Вода холодная, мутная, тяжелая, цвета бетона. Долина широкая, днем очень жарко, но к ночи резкие перепады и ощутимо прохладнее. Большая вода и сильное течение увеличивали скорость прохождения порогов, а потому все три дня прошли в режиме полудневок. Знаменитый Бегемот обносили. Очень много воды.
Маршрут завершился на Катуни. Прошли мы по ней совсем чуть-чуть и без порогов. А встретила она нас бирюзовой водой. И было очень интересно в моменте пройти по несмешивающимся водам, одним баллоном ката по мутной Чуе, другим по бирюзовой Катуни. На финал баня.
Почти все стоянки на маршруте оборудованные частично или на базе. Здесь не осталось диких мест. Много отдыхающих.
Отличный состав инструкторов. С вами спокойно и надежно. Такие реки и такие маршруты обязательно стоит ходить. Они техничны, интересны и очень красивы.
Нижний Чулышман - Верхний Башкаус - Чуя - один из лучших маршрутов КП. Неописуемая, сказочная красота. Но среди гениальных живописцев и писателей пока не нашлось любителей сплавов по бурной воде, поэтому единственная возможность очутиться в этом сказочном мире - это пройти маршрут.
Юлия Ларионова сплотила лучшую на текущий момент команду инструкторов, которые очень хорошо "читают воду" и соответственно безошибочно намечают маршрут прохода препятствий, в совершенстве организовывают надежную страховку, очень правильно распределяют нагрузку в течение дня. При первой возможности "сушили вёсла", что позволяло в дальнейшем при необходимости быстро маневрировать на полной мощности.
Большая часть участников уже ходила с Юлией и её инструкторской командой по другим маршрутам, и надеется ещё пройти по новым.
Отзыв:
Ну что, ребята, пока есть время между рейсами, самое время написать отзыв про маршрут)
Мы прошли три реки: башкаус-чулышман-чуя. Маршрут, пожалуй, на данный момент самый сложный в техническом плане из всех, которые водит КП.
По прилету в ГА, нас огорчили тем, что воды в башкаусе вообще нет и мы едем на чулышман. Немного погоревав, мы расселись по машинам и двинули.
В долину чулышмана мы ехали целый день, к этому нужно быть готовыми.
С перевала кату-ярык спуск пешком, занимает минут 50. Водители берегут машины и спускаются пустыми.
На самом перевале обязательно нужно сделать фото, очень красиво.
Внизу мы заселились в кемпинг и на следующий день сделали дневку с баней. Это верное решение, т.к. все с дороги и целый день в машине добивает. Спокойно собрали катаматаны, поделили экипажи. Я шел на двойке, белрафт. Кат показал себя только с хорошей стороны, маневренный, острый, прошивает валы и бочки.
Вечером сходили в баню, правда долго пытались ее натопить как следует.
Познакомились.
На следующий день был первый день по чулышману, вода была аномально высокая.
Вода мощная, катамаран двойка постоянно требует контроля, т.к. все валы и бочки его останавливают и сбивают с курса.
В первый же сплавной день у нас были серьезные пороги п44, туданский, коварный.
П44 все без проблем прошли, т.к. высокая вода позволили пройти самым безопасным способом.
Далее был порог туданский. Застрельным экипажем пошел Саша Ларионов на 4ке. Во втором сливе первой ступени небольшая неточность при заходе привела к неожиданно быстрому килю большого катамарана 4ки. Бочка оказалась мощной.
Страховка словила одного матроса, остальные пройдя часть порога самосплавом, зачалились самостоятельно. Все закончилось благополучно и без последствий. Но мощь воды мы явно недооценили. По остальным экипажам было принято решение первую ступень обнести, т.к. заход в слив узкий, нужно очень точно попасть. При ошибке вероятность киля очень высокая.
Вторую ступень и выходные валы все прошли спокойно.
Далее порог коварный.
Первая ступень -мощный слив с прижимом, очень мощной бочкой в нашу воду и далее идут сифоны. Посмотрев на все это мы обнесли самое опасное место и потом все удачно попрыгали во вторую ступень и прошли порог.
Подводя итог по определяющим ступеням нижнего чулышмана, можно сказать, что они требуют к себе максимального внимания, грамотной страховки и смелости в прохождении. Неопытных участников, если таковые вдруг будут, необходимо на время прохождения ссаживать.
Даже прогонные шиверы после порогов весьма мощные, для нашей двойки валы и бочки представляли тоже задачу.
Заночевали в кемпинге, на завтра нам остались итыкайские шиверы.
Утром сходили на красивый водопад по правому берегу, после стартовали.
Первые 2 шиверы требуют осмотра, в нашу воду так точно.
Первая из них представляет собой мешанину сливов, бочек, камней. Проход под правым берегом представляется более безопасным.
Под левым-все выглядит мощнее и серьезнее.
Наша двойка отлично все прошла, но конечно высота валов и сила воды требует хорошей слаженности экипажа.
Далее был прогон в пару часов до первого антистапеля.
Вот тут я бы выбрасывался сразу после первых трех шивер, остальные не представляют спортивного интереса, а ноги затекают столько сидеть в стременах)
Разобрали каты за 20 минут и приняли решение попытать счастья на башкаусе. Вдруг вода будет?
Нужно быть готовым к пешему подъему обратно на перевал кату-ярык. Но нам повезло-мы взяли автобус и он закинул нас наверх, чем сильно сэкономил нам силы и время. Наши газели заезжали наверх пустыми.
Несколько часов дороги и мы в долине башкауса. Воды-мало. Но мы будем пробовать.
Кстати, в долине башкауса значительно холоднее, чем на чулышмане. Теплые вещи будут не лишними.
На утро старт прохождения первых порогов. В нашу воду это чистый слалом, без угроз киля, но с возможностью порваться. Пороги очень красивые, в скальных стенках.
Порог щель-очень узкий, почти негабарит. Мы на двойке решили прыгнуть, а 4ки обнести по скалам левого берега.
В момент перечалки одна из четверок не угреблась как надо и ушла в щель, все закончилось хорошо, они прощемились.
Ну и мы прошли как надо.
После этих порогов начались разбои и шиверы, шли их до вечера и встали перед входом в саратанский каньон.
Постепенно начинает скапливаться усталость.
Утром старт каньона. Начинаем прохождение со взаимостраховкой, двойка наша идет третьей.
Саша Игнатьев перед всеми порогами делает разведку на предмет бревен в русле и негабаритов.
Идем спортивным темпом, отдыхаем в уловах. Разделение между порогами очень условное, они идут один за другим.
Запомнились -"камень преткновения" и "интеграл".
В целом весь каньон постоянный слалом, бочки, сливы, постоянные прижимы, быстрые перемещения от берега к берегу. Очень нужно беречь рамы и шкуры. Одна 4ка порвалась и мы клеились прямо в каньоне.
В конце каньона порог-" поцелуй саратана"- мощный слив через всю реку. Прошли все чисто, правда всех жмет к левому берегу, наша двойка посидела минуту в прижиме, но выбралась без киля.
Через минут 20 мы уже зачалились и снова разборка катов. Скоро мы сможем это делать "в слепую")
Башкаус всем очень понравился: спорт, скорость, красота настоящего каньона, зеленая вода. Это изюминка маршрута.
Далее-переезд на чую.
Чуя встретила нас очень высокой водой и асфальтовым цветом воды. Что ж-снова собираем каты)
Первое серьезное препятствие-порог бегемот. В нашу воду-это порог категории 5b или даже 5c. Посмотрев на эти котлы, валы и сифоны мы решили обнести. Для двойки это 100% киль в первом сливе, для четверок если не в первом, то в последующих.
Лишний риск ни к чему.
Обнесли по левому берегу вместе с командой рафтеров.
Прошли выходную ступень бегемота и пошли дальше.
Остальные пороги и шиверы до порога турбина представляют из себя мощные валы, обливные камни.
Второй день на чуе был прогон по более менее спокойной воде, до неплохой поляны на правом берегу, за 4км до турбины. На поляне мы договорились насчет молодой телятины, купили по сходной цене 22кг свежего мяса. Саша Игнатьев со знанием дела все разделал и до конца похода у нас было вкусное мясо.
Сходили, посмотрели 2 порога-Турбину и Горизонт. Пойдем завтра.
В такую высокую воду в Турбине проход слева возможен, но вероятность киля очень высокая. На входе огромный пенный вал, после него есть пару секунд для маневра, которых явно не хватит для ухода от мощнейшей бочки по центру под левый берег.
Приняли решение идти справа. Основная сложность в грамотном заходе и уходе от прижима в камень справа. Первой пошла двойка, чтобы встать потом на страховку. Зашли четко и как надо.
Остальные экипажи прошли без ошибок.
Далее-порог "турклуб Горизонт".
Мощнейшие валы на заходе, далее прижим под правый берег.
Из-за высоты берега страховка с берега невозможна. Шли тандемом справа от большого камня, который делит реку надвое.
Первыми пошли 4ка и 2ка, чисто зашли, ушли от прижима справа и успели вырулить влево, аккурат на центральные валы. В них заходить нужно только носом, иначе может и положить.
Встали на страховку за порогом и дождались прохождения остальными экипажами.
После этого порога осталось по чуе 8км и еще 10км по катуни.
Дошли до кемпинга по левому берегу и встали. Разбираем каты в 3 раз) сушимся.
Вечером баня, подведение итогов, обсуждение планов. Самый удобный кемпинг из всех, что были.
Итоги:
1. Команда инструкторов отработала на отлично:
Саша Игнатьев четко видел реку, знал на что обращать внимание. Решал все вопросы с местными.
Юля и Саша Ларионовы грамотно руководили процессом, правильно составили экипажи катамаранов, четко выставляли страховку, не допускали излишнего риска.
Андрей Ларионов четко следил за порядком в лагере, выставлением правильной страховки в порогах, принимал участие в построении правильной линии прохождения порогов.
2. Данный маршрут можно рекомендовать только подготовленным участникам, желательно с опытом боевых килей.
3. Нижний чулышман можно заканчивать сразу после 3ей итыкайской шиверы.
4. Маршрут проходит в режиме родео, без вещей. Это сильно экономит время на сборы, но населенка и дорога постоянно рядом. Это не автономка. С другой стороны, удобно всегда иметь возможность заехать в магазин и выйти на связь.
5. Прохождение данного маршрута ставит перед участниками вопрос-А что дальше?- необходимо разрабатывать маршруты средней азии, как минимум. 5а и 5б.
Еще, я бы обратил внимание на маршрут Шавла-Аргут-Катунь: автономка, с очень красивыми верхними шавлинскими озерами и непростой маршрут. Это может стать флагманским маршрутом КП по водному Алтаю.
6. Время сбора в ГА нужно перенести на 8.30, под рейс аэрофлота. Все равно, все собираются только к 9 утра.
7. вместо NFC-меток в подарок было бы интересней получать наклейки. их можно клеить на термоса.
Маршрут красивый, интересный. Ходовых дней мало, но это компенсируется их насыщенностью.
Великолепная работа инструкторов, как на воде, так и на берегу. Большое спасибо вам за всё!
Второй год хожу на катамаране под руководством Константина Болтова- СПАСИБО, Костя! За объективность, уверенность, навыки, безопасность. Не перестаю восхищаться твоими талантами. Браво, маэстро!
Спасибо экипажу и всем участникам. Было весело и задорно!
Собираясь на этот маршрут, трезво оценивайте свои физические и психо-эмоциональные возможности! Цепь крепка настолько, насколько крепко её самое слабое звено. Тренируйтесь, оттачивайте мастерство. Не только Ваша безопасность в ваших руках! Посещаете тренировки в Лосево- это альма-матер водного туризма. Вам всё покажут, объяснят, научат .
Пожалуй, лучший сплав за мою историю. Очень интересный маршрут, интересные реки. Инструкторская группа просто супер. Всем низкий поклон. Как говорится, так держать. Вроде как маловато ходовых дней, 4 из 10, но если считать поход на Учар тоже за ходовой день, то 5. Скомпенсировалось интересностью и напряженностью ходовых дней. Мы прошли Саратан, это дорогого стоит. И за Чулышманом остался должок - Коварный 1 ступень. Сплав с машинами сопровождения - это здорово. Позволяет сэкономить уйму сил и времени в сложных порогах.
Правда заброску на стапель можно сократить до одного дня, если из Барнаула стартовать часов в 7 утра. Т.е. участникам просто надо прибыть заранее.
У нас в группе прозвучала идея сделать сплав по 4 рекам. Чуя-Катунь-Башкаус-Чулышман. Такая "Игра в четыре реки". На мой взгляд плодотворная идея в дебюте.
Не бывает аверса без реверса, плюса без минуса. Однако минусы не касались работы инструкторов и организации сплава. "Это мы придумали Windows..."
Надеюсь, что еще вернусь на Алтай.
https://youtu.be/iUGYpi77pj4
Хорошая погода. Интересные люди. Потрясающие виды. Саратанский каньон запомнился очень! Спасибо, за возможность так замечательно отдохнуть. До новых встреч Алтай!
Очень красивый маршрут. Особенно Башкаус! Сложно забыть.
Большое спасибо прекрасным инструкторам - Сергею, Александру, Константину и Софье. Очень надежно, весело, задорно, музыкально и вкусно))))))
Вот и прошел сплав по верхнему Башкаусу и нижнему Чулышману. Красота Алтая просто неописуемая. Горы и долы, где протекают реки Башкаус и Чулышман, просто завораживают. Алтай влюбляет в себя и не отпускает. Уезжая даешь себе зарок обязательно вернуться и не один раз. Мы попали в паводковую воду и я в первый раз увидел как река пульсирует, как будто большое сердце или море - вода то приливает, то отливает, меняется рисунок течения и река выходит из берегов. На такие реки не приходят просто так и каждый на них проявляет свою суть и скрытый характер, там цениться чувство плеча товарища и доверие к команде. В этом походе у меня появилось много новых товарищей и друзей, с кем не страшно прыгать сложные пороги и доверять свою жизнь и здоровье. Это путешествие привнесло очень многое, над чем стоит подумать и что стоит пересмотреть. Оно стало настоящей проверкой сил и смелости, испытание характера на прочность, трезвость идеологии и мировозрения. Кульминацией моих навыков и умений. И какое же это удовольствие сидеть в кругу таких же как ты людей и осознавать, что ты прошел, смог, сдал такой сложный экзамен. Я обязательно вернусь на Алтай. Хочу еще раз пройти эту связку рек. Еще раз превзойти, победить и вырасти над собой. И потом снова сидеть в кругу у костра. P.S.: Смею предостеречь тех, кто соберется на этот маршрут - трезво оценивайте свои силы. Занимайтесь спортом, самообразовывайтесь и обязательно тренируйтесь в Лосево. Такой маршрут требует ответственного подхода. В противном случае придется идти по берегу или, что еще хуже, подведете экипаж в самый важный момент. Такие реки слабости не прощают.
Хочу сказать отдельное спасибо инструкторам Сергею, Александру и Константину за опыт, науку и за прекрасный маршрут. Дяде Саше и Соне большое спасибо за вкусную еду и активное участие в готовке, независимо от того, кто дежурил. Также сердечное спасибо всем, кто был со мной в этом походе - у нас получилась очень приятная команда единомышленников и покорителей алтайских пятерок) до встречи на реках.
Бывают походы, которые случаются как бы сами собой: записался случайно, спонтанно - и попал в точку. Не таков Башкаус-Чулышман! Все-таки река 5 категории сложности требует к себе иного отношения, а кто не уделяет должного внимания подготовке, оказывает медвежью услугу не только себе, но и всей команде. Мы попали в высокую воду на Башкаусе, и чтобы начать сплав, пришлось задержаться на первой стоянке. Заодно потренировали спас работы, самосплав. Во всех порогах была кстати физическая подготовка, да и чтение воды было не лишним. Мне для получения удовольствия от процесса важно и то, и другое.
Для меня это был первый сплав в сопровождении машин, и это необычные ощущения. С одной стороны, мы забрались правда далеко-далеко вглубь региона, уехали от сотовой связи, а с другой - машина это как бы символ цивилизации, от которой не удается оторваться до конца. Но факт, что не надо по утрам привязывать гермы и кухню к катамаранам, это приятный плюс :) Также иногда перевозка катамаранов на машинах позволяет меньше тратить сил на обносы и больше сконцентрироваться на порогах. Так что для первой пятерки этот маршрут самое то. Чтобы понять, надо ли оно вообще в такую воду лезть или нет :)
Как всегда, поездка на Алтай полна рассказов от местных инструкторов (привет, Саше Игнатьеву), а от участников требуется поменьше лениться и пойти к водопаду Куркуре и в уютный аил послушать традиционное горловое пение. Классно, что в этом походе удалось откушать хариуса! Спасибо за это Косте и Саше. И водителям спасибо, особенно Олегу, который поддержал начинание по сбору пластиковых бутылок для переработки.
Всё вместе - места, команда, истории, предвкушение и адреналин прохождения порогов, усталость и осмысление киля - складывается в картинку. И эта картинка не завершает историю, не заканчивается в аэропорту Барнаула, а становится только частью длинного повествования. За это спасибо Сергею! Что строишь длинную историю. В этой истории многие участники еще вернутся на Башкаус, чтобы пройти Саратанский каньон, встретятся на тренировках в Лосево, будут бегать кроссы и ходить в тренажерку, а по вечерам смотреть на ютубе пороги пятерок, куда теперь хочется пойти. Так что готовьтесь, записывайтесь и предвкушайте! Увидимся в следующем году :)
На маршрут по рекам Башкаус-Чулышман я попал можно сказать случайно, влекомый силой обстоятельств. Я должен был работать в это время с Семеном Макеевым на маршруте Жомболок-Ока в Саянах. Сплав отменился за несколько дней до начала из-за отказавшихся участников. В итоге мы прилетели с Семеном в Барнаул раньше, чем планировали - в августе нам предстояло вести ещё две Катуни.
В Барнауле мы встретились с вернувшимися с маршрута Сергеем и Пашей, которые и позвали нас на сплав по этим рекам. У Семена были ещё задачи, а я согласился. При других обстоятельствах я бы навряд ли согласился пойти на Башкаус-Чулышман, имея за спиной только опыт карельских рек и один сплав по Саянам. Это стало для меня вызовом и я его принял.
Наверное, все водники начинают знакомством с Алтае со сплава по легендарной и прекрасной Катуни. Я открыл для себя Алтай на реках Башкаус и Чулышман. Невероятные горные панорамы во время заброски запали мне в душу, я был очарован игрой света и тени на склонах гор. А потом мы приехали на стапель, собрали каты, разбились на экипажи и "пошла жара".
Большую часть маршрута я прошел с Антоном на 2ке - это был невероятный и сложный слалом в обход бочек и камней. Но мы справились) Пороги 5 к. с. проходили усиленными экипажами на четвёрках. Саратанский каньон на Верхнем Башкаусе навсегда останется в моей памяти, его прохождение стало для меня суровым испытанием. Даже теперь я не могу спокойно смотреть видео с нашего ката - отголоски напряжения и азарта играют в крови. Перед входом в каньон мы зачалились, чтобы оценить уровень воды, просмотреть порог Камень Преткновения, а инструкторская команда ещё и принять решение о прохождении каньона.
Серега собрал всех на берегу и спросил - насколько каждый готов к порогам 5-ой категории сложности и кто готов пройти каньон на спасжилете в случае оверкиля. В этот момент у меня появились сомнения, подпитываемые мыслями о жене и детях. Пока я предавался размышлениям было решено идти тремя переформированными экипажами. Паша предложил место правого рулевого в своей команде, сомнения отступили - в Паше я уверен.
Не передать радость и ликование охватившие нас, когда Поцелуй Саратана (крайний порог в каньоне) оказался за спиной. 8 км каньона на пределе физических сил и опыта, стремительные маневры и тревожное всматривание в каждый новый поворот. Мы прошли каньон благодаря личному опыту каждого и слаженной командной работе. Саратан придал нам уверенности в собственных силах и научил маневрам.
На Нижнем Чулышмане мы увидели реку с другим характером - мощный полноводный поток с крупными скалами в русле. Пороги Туданский и Коварный тоже проверили нас на прочность и ловкость.
Группа у нас сложилась классная! Было весело и на воде, и на суше)
Саша, Сергей и Павел показали себя как опытные грамотные инструктора. Без лихачества и в то же время не пасуя перед сложными порогами адекватно оценивали уровень экипажей и принимали соответствующие решения о расформировке или усилению экипажа.
С водителями нам тоже повезло, два Олега без напрягов и суеты, с шуточками, возили нас и стали частью нашей дружной компании.
ПС: для тех хочет пройти этот маршрут очень рекомендую серьёзно отнестись к подготовке и тренировкам. Качайте физуху и технику, приезжайте на тренировки в Лосево или на Елецкий порог под Москвой.
История этого сплава началась ровно год назад, когда мы попали на Катунь (август 2018г) с замечательными инструкторами Сергеем Бирюковым и Александром Игнатьевым. Уже тогда, они в нас зажгли огромное желание попасть на маршрут по легендарным рекам Верхний Башкаус- Нижний Чулышман. Их захватывающий рассказ про новый сплавной маршрут от КП, про первозданную красоту Алтая , про место силы -не могла оставить нас равнодушными. И мы целый год жили в предвкушении и ожидании этого похода. Маршрут действительно сложный и требует физической подготовки, хотя как оказалось и моральной тоже. Этот маршрут пробудил все возможные эмоции: захватывающий восторг от нереальной красоты, слезы страха перед прохождением сложных порогов ( возникали даже такие мысли , что сплавы это не наше),затем были слезы радости после прохождения ( и сразу мысли, что надо идти дальше, обучаться, расти и покорять новые водные препятствия) , находясь в долине Чулышмана мощная энергетика этого места чувствуется каждой клеточкой тела. Так же на маршруте включены увлекательные радиалки. Вообщем эмоций хватит всем от этого маршрута, скучать будет некогда.
В первую очередь, хочется отметить профессионализм наших инструкторов Сергея Бирюкова, Александра Игнатьева, Павла Лавренко ( кстати лучший и строгий завхоз) и по прекрасному стечению обстоятельств ,с нами на маршруте оказался еще один инструктор в лице Сергея Слюсаря. Выражаем огромную благодарность за организацию, за ваш труд, наставничество, обучение и конечно за безопасность группы. В процессе сплава на легких участках мы отрабатывали киль, плавание с веслом и без на струе и тд. Спасибо вам огромное еще раз за ваше терпение, и за все ,те знания, которые вы в нас вложили.
Сергей- главный капитан. Всегда сдержан и любое самое важное решение остается за ним. Саша-по прежнему для нас остается душой Алтая, всегда открытый и позитивный. Паша- спасибо за помощь в приготовлении прекрасных блюд и за теорию на берегу. Сережа ( вегетарианец) чем приятно были удивлены, спасибо ,что подкармливал всякими вегетарианскими вкусняшками ( уточнение, одна из нас -вегетарианка).
Всем рекомендовано перед данным сплавом пройти так же обучение в Лосево, и конечно данные рекомендации не зря. У нас, к сожалению, не получилось приехать потренироваться перед сплавом, поэтому не хватило немного физической подготовки и теоретических знаний, как следствие на некоторые пороги мы ( девочки) не проходили. Но мы вовсе не расстраивались, так как уровень воды был дейтсивтельно очень высокий и было опастно.Наоборот это только стимул более серьезно подготовиться к следующиму сезону. И решение не брать девочек на сложные пороги, еще раз доказывает ответственный и профессиональный подход инструкторской команды к прохождению того ,или иного препятствия на воде, а так же индивидуальной оценки каждого участника данного похода.
Ну и конечно хочется поблагодарить участников сплава. Ребята, спасибо вам за вашу отзывчивость, мужественность, позитив и что всегда помогали девочкам, чтобы не случилось.Хочется так же отметить наших замечательных водителей двух Олегов, которые были частью нашей команды во всех смыслах. Спасибо за безопасные , веселые поездки.
Башкаус и Чулышман навсегда в наших сердцах)))
История этого сплава для меня началась год назад, когда завершился такой же маршрут 2018 года.
В том сплаве была низкая вода в Башкаусе. Саратанский каньон группа не пошла.
Когда инструктора огласили решение сниматься с Башкауса эмоции были самые разные. Описать их сложно.
Решение было тяжелое и на 100% верное. Инструкторам еще раз спасибо.
Потом был Чулышман по высокой воде. Суровая река. Обнос порогов Туданский (прошли со второй ступени) и Коварный.
Зато инструктора прямо на месте подстроились под ситуацию и решили добавить к сплаву Чую. Классная река!
Итого Башкаус и Чулышман позволили только познакомиться с ними. Видимо мы были не готовы к рекам такого уровня тогда.
Но даже столь скоротечного знакомства хватило, что бы влюбиться в эти реки и однозначно решить для себя, что в следующем году мы приедем вновь.
Весь год прошел в ожидании и подготовках. ОФП зимой, тренировки в Лосево весной, сплав по Кутсайоки летом.
В голове не укладывается, что сплав по Кутсайоки может быть тренировочным (=
И наконец июль и рейс в Барнаул. Команда моего катамаран с прошлого года в полном составе. Сплав начался.
Видимо Башкаус, Чулышман и Алтай в целом оценили наши старания и в этом сплаве раскрылись для нас полностью.
Верхний Башкаус пройден полностью. Без килей. Без обносов.
Нижний Чулышман пройден полностью. Без килей. Без обносов.
(Были киль катамарана шестерки в коварном и киль двойки со мой в последний день на бонусных покатушках по итекайским шиверам.)
Башкаус космическая река. Звезды как на ладони, отвесные каньоны, горы и бирюзовая река.
Расскажите мне на каких реках еще есть сопоставимые по красоте каньоны и я начну готовиться к сплаву по ним.
Чулышман еще более суровая, серьезная река. Но от этого и удивительно красивая.
До сих пор не вериться, что нам оказалось по силам пройти Туданский и Коварный.
Рассказывать об этих легендарных реках и порогах можно долго, но никаких слов не хватить, что бы описать их красоту и эмоции, которые они дарят.
Есть только один путь - приехать и прочувствовать самому.
P.S.
Огромное спасибо КП и инструкторам Сергую, Саше и Паше.
Спасибо всем участникам. Давно убедился: чем сложнее река - тем сильнее духом люди, решившиеся ее пройти.
P.P.S.
В этом году ежегодный Кату-Ярыкский трейл выиграл Александр Рублев с итоговым временем 34 минуты и сколько-то там секунд. Поздравлямба!
(Катуярыкский трейл - это забег по перевалу Кату-Ярык.
Старт от фонтанчика внизу. Финиш у табличек со стихами наверху.
3,5 км по жаре с перепадом высот более 500м.)
P.P.P.S.
Прежде чем решиться идти этот маршрут, несколько раз подумайте, готовы ли вы физически и морально.
Посоветуйтесь с инструкторами, с которыми ходили предыдущие сплавы.
Помните, что уровень команды определяется по самому слабому ее участнику.
А от ваших действий на реке зависти здоровье и жизнь не только ваша, но и экипажа с вашего катаманара.
Когда на сайте клуба в 2018 году появился этот маршрут - желание побывать на нем махало красной тряпкой на протяжении всего года. Я понимал, что это за реки, и начал подготовку как в физическом плане, так и в плане техники водного туризма. Этот маршрут "маст хэв" каждому воднику, кого пленили алтайские реки.
.) Башкаус. Готовтесь к долгой и нудной заброске. Первый день по шоссе с ночевкой на берегу еще одной легендарной реки - Чуи, второй день - это уже скорее направление движения в сторону старта, дорога там "ниочень". Позднее лето в этом году преподнесло сюрприз - воды было очень много, и даже местный инструктор Александр Игнатьев в такую воду по реке не ходил никогда. Мощь напора и скорость течения впечатляют. Осматривали каждое препятствие очень внимательно - как следствие: много ходьбы по камням и скалам в сплавной одежде. Обратите внимание на свою сплавную обувь - неопреновый носок и кроссовки с толстой рельефной подошвой необходимы на этом маршруте. В награду вы получите незабываемые виды реки в каньонах и не омрачите сплав травмами. Саратанский каньон мы не пошли - предыдущие пороги явно дали понять - не при таком уровне воды можно безопасно пройти это красивейшее препятствие. Лично я не расстроился - появился повод вернуться на реку еще раз.
.) Чулышман. Еще один день в пути по "алтайским хайвэям", виды на долину реки с перевала Кату-Ярык, сам перевал - ножками, ножками. Радиалка на водопад Кур-Куре обязательна для туриста. Воды в реке было заметно меньше чем в Башкаусе, но выше среднего. Готовтесь работать веслами технично, слаженно и много. Пороги Туданский и Коварный - небезопасное сочетание воды, пены, камней и бревен в русле. Относительно безопасно можно было пройти несколько участков этих порогов - но перспектива обносов по берегу склонили чашу весов в пользу перевозки катамаранов на машинах сразу за порог Коварный. Поверьте, Итыкайский каскад шивер сразу дал понять что мы поступили правильно - удержать кат на предварительно намеченной при осмотре линии прохождения - задача тяжелая, но слаженным экипажем под четким руководством инструкторов, вполне выполнимая. Прохождение порогов с обносами и без серьезных повреждений позволило группе сэкономить время, которое совет из старшего инструктора и водителей мы использовали для посещения... та-дам... - Телецкого озера!!!! Оно было вне программы, как награда за слаженную работу экипажей и инструкторов. Дорога конечно там совсем плохая - но, она того стоила.
Группа подобралась классная, с кем-то уже были знакомы по предыдущим сплавам, кого-то видел на фотках с КПшных сплавов. Инструкторы - молодцы. Тонко чувствуют людей, грамотно руководят. Не похудел - Павел поработал над раскладкой, хотя и временной лаг приема пищи можно сократить. Саша - местный запевала, гитарист, этнограф и очень опытный рыбак и сплавщик. Игорь - легко находит общий язык с каждым членом группы, очень позитивный и придающий уверенности. Сергей - адмирал флотилии. Благодаря его руководству сплав прошел насыщено и интересно, хотя и хотелось побольше времени провести на воде - но природа вносит свои коррективы. Отдельное спасибо ему и команде (Дима, Света, Вадим) за прохождение Итыкайских шивер самостоятельно на 4-ке - это дало огромный прирост опыта и понимания воды.
Моя первая ночевка на 1500 метрах, такой разный Алтай в соседних долинах, культурная программа в виде концерта горлового пения, прогулки на конях, поездка по Телецкому озеру на катере, водопады, каменные грибы, вкуснейший хариус, горные перевалы, бушующие реки и кипящие пороги - вот что остается в моей памяти после сплава. Спасибо КП, инструкторам, Олегам-водителям и группе.
Теперь о подготовке к сплаву, очень важно!
1) ОФП - много сил понадобится на сплаве, на обносах, на осмотрах. Не сидите перед теликом - турник, гантели, брусья, кардио нагрузки, что угодно - тренируйтесь, реально надо!
2) ТВТ - добро пожаловать в Лосево на тренировки. Я бы сказал - это неотъемлемая часть подготовки к этому сплаву. Инструкторы там обучат тому, что 100% понадобится при прохождении этого маршрута. Все, что я на протяжении 3-х дневной тренировки отрабатывал в Лосево, мне пришлось использовать на сплаве в полном объеме. И знаете что, в Лосево я поеду еще раз перед следующим сплавным сезоном, из другой страны, через 2 границы. Это как школа, а сплав - выпускной экзамен. Там учат понимать и делать!
3) Про сплавную обувь я упоминал.
4) Тренируйте память - при осмотрах запоминать ключевые места, ориентиры и линию прохождения препятствий - необходимый навык для водника, который хочет развиваться дальше.
5) ПМП - всегда может пригодиться на сплавах такого уровня, и лучше что-то знать и уметь, нежели не знать вовсе.
P.S. Осторожно с Алтаем, я был там уже 3 раза - и приеду ещё!! Не отпускает. :)
Прошло уже 2 месяца после похода, настало время подвести итог... Классический маршрут 5 категории, он же ЧБЧ (Чуя, Башкаус, Чулышман). Основную задачу, что ставил для себя,- почувствовать спортивные сплавы на сложных реках, тем самым найти грань между отдыхом на природе и риском на сложном сплаве в компании подготовленной команды с обязательным преодолением возникающих трудностей. Неподготовленным и людям, приехавшим, сидеть на судне, грести в вялом ритме, тут делать нечего, чтобы они себе не внушали о их навыках и крутизне Карельских речек, тут реки очень стремительные, обстановка на них меняется от малейших действий экипажа, приводя порой к аварийным сходам с маршрута и серьезным повреждениям всего снаряжения, любая оплошность может превратиться из комочка снега, что бежит вниз по горе, в огромный сход лавины.
Планирование маршрута - вещь тонкая, зависит от того на сколько сойдутся и будут выступать синергический все факторы, от участников до погоды. Этот маршрут оказался в неком смысле экспериментальным: участники были ранее на Катуни, не было незнакомых лиц, инструкторов было около половины от всего состава сплавщиков, с погодой очень повезло, а ненастья оставались за перевалами. Конечно не удалось в полной мере насладится Чулышманом по причине высокого уровня воды, делая непригодным его для коммерческого сплава, но, грамотными действиями команды организаторов, Чулышманская долина превратилась в отличные пешие приключения к величественным и красивейшим водопадам, горам, степным прогулкам, посещениям этнографических мест, - все это позволило взглянуть на Алтайский край как на место аккумуляции силы природы региона, куда можно либо принести, либо влить в себя поток энергии жизни.
Очень помогли местные инструктора, Саши, рассказами о особенностях регионов сплава, местных традициях и обычаях, рассказали так же они о соревнованиях, которые проходят на этих реках и среди коренного населения. Они зарекомендовали себя как опытные и умелые сплавщики, хотя порой они казались раздолбаями.
Впервые я был на сплаве с автосопровождением: удобно когда не нужно каждый день привязывать рюкзаки на катамараны и беспокоится что будет с ними при любом происшествии на воде, посвятив себя только обдуманному прохождению препятствий. Все снаряжение просто едет в автобусах от стоянки до стоянки.
Этот поход проходит постоянно через разные посёлки, где можно хоть каждые пару дней купить свежие фрукты и различные разносолы.
Что хочется сказать в заключении: не стоит пренебрегать подготовкой вне сезона, чтобы, оказавшись на сложном маршруте, получить максимальное удовольствие.
Так вышло, что вместо двух замечательных рек мы прошли по четырём замечательным рекам — добавилась Чуя и маленький отрезок Катуни.
Прежде всего, это подчёркивает гибкость команды КП. Ведь изменения в маршруте были вынужденные (часть Башкауса была непроходимой, по низкой воде, когда мы там оказались), а они из минусов взяли да сделали плюсы. Круто!
Каждая из рек по-своему красива. На каждой свои препятствия. И это не тот случай, когда "местами напрячься". Впахивать приходилось много! И это тоже круто!
Я до этого был на маршруте по Катуни. И вот я бы даже не сравнивал их. Башкаус и Чулышман — более сложные реки. Есть обносы. Есть непроходы. Есть каньоны, куча камней, и т. д. Поэтому сам формат данного сплава — другой. Более технический, чуть более спортивный, что ли. Но только чуть. Потому что и радиалки были, и рыбу можно было половить, и в бане попариться.
Порогов много. Есть такие, в которые вы сами не захотите идти. Есть такие, которые на ваш неопытный взгляд покажутся ерундовыми, но вам популярно объяснят, что к чему. Ни разу не таскали катамаран на своём горбу, по камням, не спускали его по отвесному склону, не стартовали в порог со струи? Ерунда! Любящие инструктора всему научат, всё покажут :) Но и тех препятствий, которые мы прошли, хватило за глаза — некоторые части тела до сих пор ноют.
Про красоту Алтая писать бессмысленно. Это надо своими глазами любоваться. Красивейший вид на долину реки Чулышман открывается с высоты на перевале Кату-Ярык. Классно. Просто классно! А на Башкаусе можно попрыгать со скалы, в прозрачную холодную воду. Даже переезжая от одной реки к другой, из машины видели озёра, горы, снежные вершины вдалеке.
Согласен с одним из предыдущих отзывов — маршрут новичкам плохо подходит. Но тем, кто уже имеет сплавной опыт, понравится несказанно! Очень вероятно, что таких рек вы ещё не видели, а, увидев один раз, захотите вернуться ;)
Птичка летит, реченька бежит, катамаран несет, по пути мелькают камни, бочки, скальные стенки, острые клыки, обход слева, проход справа ну и прочее...
Очередная вершина пройдена пока только один раз, а эта связка рек достойна повторения пройденного и не один раз.
Пожалуй Башкаус теперь любимая река, ну а на Чулышман еще вернемся.
Эмоции от этого приключения словами не описать. Нужно самому пробовать. Спасибо инструкторам. Маршрут тяжелый, инстересный, непредсказуемый. Нужно быть готовым ко всему. Но это точно будет тяжело и интересно. А по возвращении остается непреодолимое желание вернуться обратно.
Башкаус и Чулышман. Кому то эти слова не говорят ни о чем. Просто красивые слова на неведомом языке. Но для туристов-водников они звучат как слово «Эверест» для альпинистов. Пройти эти реки значит попасть в немногочисленную группу избранных счастливчиков, отважившихся бросить вызов двум белыми демонами Алтая.
Башкаус и Чулышман. Неизвестные и легендарные, ужасные и красивейшие, манящие и труднодоступные.
На этом маршруте нас сопровождали опытнейшие инструкторы. Элита водников Клуба приключений. Днем, направляя катамараны крепкой рукой навстречу бушующей реке, вечером они своими нежнейшими голосами услаждали наш слух песнями под аккомпанемент гитары.
Ну что, нагнал пафосу. Удовлетворил, так сказать, свои графоманские потребности. А теперь по делу.
Маршрут крайне удачный. Живописать красоты Алтая бессмысленно. Слов таких еще не придумали. В каждом он отражается по своему. У каждого затрагивает свои струнки в душе. Но увидеть их хоты бы раз в жизни нужно обязательно.
Маршрут проходит на незагруженных судах. Только ты, весло и судно. Чистое водное удовольствие от управления катамараном. Тем более, что речки очень требовательные к уровню навыков управления. Иногда все решает один гребок.
Малонаселенность берегов рек позволяет выбирать очень красивые и удобные места для стоянок. Однако, во время переездов мы были не лишены возможности раз в два-три дня приобщаться к благам цивилизации в торговых точках в населенных пунктах. А про кормежку в КП уже ходят свои легенды, голодным не уходит никто.
Речки очень интересные. Они сложные технически. На них в полной мере ощущаешь недостатки своей физической и технической подготовки. Новичкам в водном туризме я бы предложил сначала проверить себя на Катуни, и только после этого «замахиваться» на этот тур. Ну, а опытным водникам объяснять не надо.
Недостаток, на мой взгляд, у маршрута всего один. Из-за насыщенности событиями он кажется очень коротким.
Я обязательно сюда вернусь. Чтобы проверить себя. Что бы еще раз увидеть долину Чулышмана с высоты птичьего полета. Что бы все таки подняться самому на перевал Кату-Ярык. И еще раз ощутить всю нежность Поцелуя Саратана.
P.S. Про элиту водников КП это не шутка.
Это Новый, Бомбический маршрут от КП! Сплав по невероятной красоты реке Башкаус подарит незабываемые эмоции и драйв! Но, будьте готовы к тому, что придется выложиться на реке по полной!Будет всё! Слалом, бочки, сливы, камни...
В нашем первом походе мы, к сожалению, прошли Чулышман по берегу из-за аномально высокого уровня воды в этом месяце...Однако, все участники похода остались довольны, ведь мы прошли реку Чуя по большой воде, а также сделали несколько эффектных радиалок на водопады и Шаманские камни. А на Чулышман мы договорились вернуться нас следующий год)
И не стоит переживать из-за долгой заброски, ведь она компенсируется тем, что вам предстоит увидеть и ощутить! А машина сопровождения позволит насладиться сплавом на разгруженных катамаранах и отсутствием каждодневной загрузки и разгрузки судна. Это большой плюс данного маршрута! Рекомендую участникам после Катуни!Бронируйте места заранее!;) Не упустите шанс побывать на легендарных реках Алтая с Лучшей командой инструкторов КП!