Выбирайте среди 2685 путешествий

Сплав по реке Пшеха [Кавказ]: описание

Регион открыт для посещений
  • Регион: Кавказ (все походы в этом регионе)
  • Нитка:Город Краснодар — станица Черниговская — Апшеронская УЖД — посёлок Отдаленный (Шпалорез) — река Пшехашка — река Пшеха — посёлок Тубы — гора Собор-скала — порог Верхние Волчьи Ворота — порог Нижние Волчьи Ворота — станица Самурская — Гуамское ушелье — посёлок Мезмай — город Краснодар
  • Длина: 45 км + 30км (на байдарках/катамаранах + пешком)
  • Сложность: сложный, средняя сложность, участникам с опытом
  • Длительность: 7 дней (без дороги на поезде или самолете)
  • Размер группы: от 6 человек до 16 человек
  • Возраст: можно с детьми
    дети от 16 лет в сопровождении взрослых
  • Что взять с собой

Река Пшеха берёт начало со склонов горы Фишт и юго-западных склонов горы Пшехо-су. Впадает в реку Белую (приток реки Кубань) ниже станицы Белореченской. Длина реки более 160 км, она многоводна (ширина до 50 м), течение быстрое (уклон 9,5 м/км в верховьях и 3,4 м/км в месте окончания сплава). Питание реки смешанное ледниково-дождевое, вода холодная! Долины рек в верховьях достаточно узкие, поэтому небольшие дождевые паводки заканчиваются быстро (в течение одного дня).

Верховья Пшехи покрыты дремучими лесами: бук до полутора метров в диаметре, пихта высотой до 20–25 м, а порой более; также присутствуют ясень, граб, клён, дуб, каштан, орех и даже тис. Плодовые деревья и кустарники — от алычи до груши, и, конечно, вездесущая ежевика. В лесах обитает множество диких зверей (медведей, кабанов, оленей и т. п.). Вода Пшехи отличается чистотой и прозрачностью, в верховьях водятся форели.

Особенности маршрута. Сплав проходит на 2-местных надувных байдарках «Ватерфлай» и двухместных катамаранах. Опыт сплава по рекам 2–3 к. с. весьма желателен, поскольку препятствия на маршруте начинаются сразу и времени на обучение азам не будет.

Маршрут проходит по северо-западной части Кавказа. Характерной особенностью данной местности является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом. В мае здесь уже достаточно тепло, днём +20…25, но ночью ещё могут быть заморозки.

Начало мая — самое подходящее время для того, чтобы в полной мере ощутить силу и мощь горных рек. Пшеха давно известна водникам как интереснейший объект водного туризма благодаря многочисленным шиверам, перекатам, сливам, прижимам, порогам 2-й, 3-й и 4-й категорий сложности. Изюминка этого маршрута — каньон Нижние Волчьи ворота с элементами 3–4 категории сложности.

Сложные препятствия на маршруте предварительно просматриваем с берега, обсуждаем технику прохождения, выставляем страховку. Простые идём ходом с взаимостраховкой.

Вдоль верхней части маршрута проходит УЖД, ниже Черниговской вдоль реки идёт дорога, поэтому при необходимости аварийный сход возможен в любой точке маршрута.

Условия и комфорт. Живём в палатках по 3–4 человека (если вам нужна 2-местная палатка, предупредите координатора заранее).

Питание, вода. Еду готовим на костре, разделившись на группы дежурных по 2–3 человека, с помощью инструкторов.

Распорядок дня. Примерный распорядок дня в походе: подъём в 08:0009:00, завтрак (молочная каша + бутерброды), к 11:00 стараемся снять лагерь, упаковаться и выйти на воду. В 14:00 останавливаемся на обед (горячий суп + бутерброды). Во время пеших прогулок берём с собой перекус. На стоянку встаём не позже 19:00, в 21:00 ужин (гарнир с тушёнкой + овощной салат). Темнеет в этих местах рано (около 20:00), с собой обязательно берите фонарики.

Программа по дням

День 1

Встречаемся с инструкторами на вокзале Краснодара, грузимся в микроавтобус и отправляемся в станицу Черниговская (2-2,5 часа пути).

Дальше нас ждёт Апшеронская узкоколейная железная дорога — последняя сохранившаяся в стране «горная» лесовозная УЖД, построенная зеками ЮГЛАГа в 30-е годы прошлого столетия.

Стальная нить железной дороги вьётся по долине реки Пшеха, горы становятся всё выше и подступают всё ближе. Справа от линии встречаются водопады. Одно из наиболее впечатляющих мест — Волчьи Ворота (самое узкое место ущелья, в котором для железной дороги с трудом нашлось место между двумя скалами). В 1943 году здесь были остановлены рвавшиеся на юг немецкие войска. С обеих сторон от железной дороги теперь возвышаются памятники.

Потом вновь становится немного просторнее. Появляются признаки жизни: вдоль железной дороги стоят посёлки. Когда-то здесь жили лесозаготовители, сейчас в основном пенсионеры и дачники.

Иногда скалы подступают вплотную к рельсам, а внизу — пропасть; иногда появляются широкие межгорные долины. В одной из них и расположился Шпалорез — самый дальний посёлок и конечная станция Апшеронской УЖД. В нескольких километрах от посёлка мы и обустроим наш лагерь. Снаряжение до лагеря отправим с машиной, а сами прогуляемся пешком.

Ставим лагерь на берегу реки, готовим обед и при желании и возможности покатаемся на пороге. Местоположение лагеря будет зависеть от состояния дороги выше посёлка Шпалорез.

День 2

Сплав 10 км. На этом участке реки сложно выделить отдельные препятствия — они носят непрерывный характер, и их сложность не превышает 3 к. с. Оттачиваем мастерство под руководством инструкторов и наслаждаемся горным «аквапарком». На стоянку встанем недалеко от посёлка Верхние Тубы.

С высокого берега во всей красе виден хребет Черногорье (1753 м) – местные жители называют его Спящий Черкес: природа создала в камне огромный профиль лежащего черкеса.

День 3

Сегодня отдыхаем от вёсел — по плану пешая прогулка в горы. Идём налегке. Желающие остаются в лагере, остальные совершают подъём к горе Собор-Скала (названа так за сходство с готическим собором). Из-под скалы вытекает родник, считающийся у адыгов священным, в районе родника имеются адыгские курганные могильники средневекового периода.

От Собор-Скалы открывается великолепная панорама на хребет Черногорье 1753 м (Спящий Черкес), плато Лагонаки (горы Мессо 2066 м, Туба 2062 м, Пшехо-Су 2743 м), горы Сахарная голова (1390 м), Чатал-Тапа (902 м), Чамул-Тапа (859 м), Порсух-Дах (982 м) и Шесси (1839 м) – высшая точка Апшеронского района.

День 4

Отдохнув и нагулявшись по окрестностям, продолжаем наш сплав (15 км).

Речка всё так же динамична — шиверы чередуются с перекатами и прижимами, течение быстрое. Впереди у нас самый технически сложный и интересный водный участок маршрута. Первым нам встретится каньон Верхние Волчьи ворота (2 к. с.), а ближе к вечеру остановимся перед каньоном Нижние Волчьи Ворота (3–4 к. с.) – его можно определить по смыкающимся у реки горным хребтам. По обоим берегам реки высятся голые светло-серые скалы, резко выделяющиеся на фоне лесистых склонов. Собственно каньон образуют скалы, поднимающиеся над рекой на 40–50 м, но далее вверх по склонам они продолжают тянуться в виде острых зазубренных гребней до высот 700–800 м. Это ущелье объявлено памятником природы местного значения.

Ущелье интересно и в историко-мемориальном отношении. На входе и выходе из Волчьих Ворот установлены памятники в честь героев, павших в Великой Отечественной войне.

День 5

Сегодня днёвка. Катаемся в пороге Нижние Волчьи Ворота 3–4 к. с., предварительно просмотрев и организовав страховку под руководством инструкторов. Порог состоит из пяти ступеней разной степени сложности.

Гуляем по окрестностям. Вечером делаем туристическую баню.

День 6

Завершающий день сплава (20 км). Горы потихоньку расступаются, и река выходит в предгорье. По берегам раскинулись пастбища и населённые пункты, периодически река пересекается мостами. Тут течение спокойнее, порогов почти нет, зато мелкие шиверы присутствуют в изобилии. Проходим станицу Черниговская и около станицы Самурская выбираем место для завершающей стоянки на правом берегу. Здесь сушим и собираем суда.

День 7

Завтракаем и собираем вещи. Сегодня отправимся в знаменитое Гуамское ущелье. Это уникальнейший памятник природы с живописными каньонами, водопадами, гротами, пещерами и причудливыми скальными образованиями. В ущелье восстановлена узкоколейная железная дорога, проложенная ещё в 1930-е годы. Узкоколейка протяжённостью 8 км связывала Гуамку с посёлком Мезмай. На экскурсионном поезде отправляемся в центр Гуамского ущелья и пару часов гуляем, наслаждаясь его красотой.

По возвращении грузимся в микроавтобус и отправляемся в Краснодар — на вокзале будем не позднее 18:00.

  • Кавказ, Сплав по реке Пшеха [Кавказ]
  • Кавказ, Сплав по реке Пшеха [Кавказ]
  • Кавказ, Сплав по реке Пшеха [Кавказ]
  • Кавказ, Сплав по реке Пшеха [Кавказ]
  • Кавказ, Сплав по реке Пшеха [Кавказ]
  • Кавказ, Сплав по реке Пшеха [Кавказ]
  • Кавказ, Сплав по реке Пшеха [Кавказ]
  • Кавказ, Сплав по реке Пшеха [Кавказ]
  • Кавказ, Сплав по реке Пшеха [Кавказ]
  • Кавказ, Сплав по реке Пшеха [Кавказ]

Ближайшие походы

Сроки без дороги
Кто ведёт
Количество мест
Цена
Заявка
Сроки пока не опубликованы на сайте, вскоре они появятся!
Отправьте заявку прямо сейчас, чтобы первым узнать об этом.
Подпишитесь на новости и будьте готовы к приключениям!
Что включено в стоимость:
  • 3-разовое питание на маршруте
  • прокат общегруппового снаряжения (включая палатки)
  • прокат байдарок, спасжилетов, гермомешков
  • инструктор (опытный путешественник)
  • автотранспортные переезды
  • групповая аптечка
Что не включено в стоимость:
  • ж/д билеты
  • питание в поезде
  • прокат личного снаряжения (спальник, пенка-коврик)
  • карманные расходы

Как добраться

  • Туда

    Встречаемся с инструкторами на вокзале Краснодара в 10:00.

  • Обратно

    Отправление из Краснодара после 18:00.

Отзывы участников

смотреть все отзывы (20)
  • 12.05.2018
    Дмитрий

    Ездил с целью поймать кусочек лета без комаров, покататься на новой лодочке без напряга, попробовать немного пешки после почти 20ти летнего перерыва. Цель полностью достигнута! Было: - 2 тренировки на...

    читать полностью
  • 09.05.2018
    Краснова Анна

    Добрый день! На днях закончился поход по Пшехе. Впечатления и комментарии следующие: Плюсы тура: 1) Сочетание пешей и водной части ( в том числе тренировки на воде и прохождение реки),...

    читать полностью
  • 26.12.2017
    Сергей Есин

    В конце похода я пообещал инструкторам оставить свой отзыв на сайте. Прошу прощение за задержку в полгода, но слово я держу)) Буду краток. Самое главное-трезво расчитывайте свои силы! Сам по...

    читать полностью