Походы и путешествия с 2003 г.
Выбирайте среди 1802 путешествий
ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали: описание
- Регион: Сибирь (все походы в этом регионе)
- Нитка:Город Братск — посёлок Кунерма — термальные источники Гоуджекит — город Северобайкальск — посёлок Кичера — термальные источники Дзелинда — Верхне-Ангарская котловина — Чёртов мост — посёлок Северомуйск — посёлок Таксимо — Витимский мост — «Золотое звено» БАМа — озёра Леприндо — посёлок Новая Чара
- Длина: 725 км (на велосипеде)
- Сложность: сложный, средняя сложность, участникам с опытом
- Длительность: 13 дней (без дороги на поезде или самолете)
- Размер группы: от 6 человек до 10 человек
- Возраст: можно с детьми
дети от 16 лет в сопровождении взрослых - Что взять с собой
Это автономный велосипедный маршрут по автодублёру БАМа — старой советской дороге, когда-то обеспечивавшей нужды строительства самой известной железнодорожной магистрали страны. Эта дорога до сих пор существует в таёжных дебрях Восточной Сибири и действует. Где-то вполне пригодная для автомобилей, а где-то проходимая лишь для спецтехники, она как двойник БАМа проведёт нас от берегов северного Байкала до манящих вершин величественного и сурового Кодара. Горячие источники, красивейшие горные хребты, инженерные решения строителей БАМа, преодоление походных трудностей и радость от редкого асфальта — вот что ждёт нас в этом путешествии.
Маршрут подойдёт как опытным, так и начинающим участникам, уверенно владеющим велосипедом и готовым к длительным велопутешествиям с велорюкзаком. Все типы дорожного покрытия будут присутствовать на маршруте, на пути есть броды, преодоление высот и перевалов, борьба с непогодой и кровососущими, но именно это и делает поход запоминающимся. Если это про вас и для вас — с радостью ждём в команде!
Особенности маршрута и снаряжения. Поход требует подготовленного велосипеда и наличия велобагажника и велорюкзака (консультируем и помогаем при необходимости). Более предпочтительным является наличие у участника собственного настроенного и адаптированного велосипеда. Но при этом возможно участие и с прокатным велосипедом. Также консультируем по подбору.
Обратите внимание, что часовые пояса на старте и на финише маршрута РАЗНЫЕ: +5 часов на старте (в городе Братске) и +6 часов на финише (в посёлке Новая Чара).
Погода. Климат в регионе резко континентальный с жарким (до +30 и выше) летом и резким похолоданием в начале осени. Дожди вероятны в любой летний месяц, но редко бывают затяжными.
Связь. Мобильная связь (голосовая, мобильный интернет) преимущественно отсутствует на всём протяжении маршрута. Появляется только в крупных посёлках по пути.
Условия и комфорт. Проживание на всём протяжении в полевых условиях и палатках. Однако по пути встречаются населённые пункты с гостиницами и хостелами, где можно остановиться при желании участников (не включено в стоимость).
Питание, вода. Питание походное. Готовка на костре или горелке силами самих участников. Вода на всём протяжении похода из природных источников.
Вес рюкзака. Все дни похода участники везут с собой полный комплект личного и общественного снаряжения, а также запасы еды и (иногда) питьевой воды. Вес рюкзаков участников колеблется в диапазоне 25–40 кг.
Прививки и медицина. Участникам крайне рекомендуется сделать прививки от клещевого энцефалита заблаговременно. Регион входит в перечень субъектов федерации со средним/средневысоким уровнем эндемичности по клещевому энцефалиту.
Участие детей. Допускается участие детей от 16 лет в сопровождении родителей.
Программа по дням
День 1
Город Братск — термальные источники Гоуджекит
Начинаем наше большое велосипедное приключение в городе Братске Иркутской области. В него можно добраться самолётом (рейсы из Москвы или Красноярска) либо поездом из крупных городов — Иркутск, Красноярск. Сегодня у нас день адаптации к смене часовых поясов и отдыха от дороги. Вечером предстоит этап заброски до точки старта похода, а пока знакомимся с городом.
По желанию участников группа может посетить Братскую ГЭС или один из музеев города. Либо потратить время по своему усмотрению.
Вечером общий сбор группы в центе города (инструктор определит точку сбора заранее) вместе с велосипедами и снаряжением. Готовимся к этапу заброски, которая продлится всю ночь.
750 км транспортом (заброска)
День 2
Термальные источники Гоуджекит. Подготовка и настройка велосипедов и снаряжения
Утром мы прибываем в небольшой сибирский посёлок Гоуджекит. Вернее, бывший посёлок строителей БАМа. Он примечателен всего одним объектом, зато каким! Здесь расположены термальные источники. Расскажем о них подробнее:
Гоуджекит — горячий термальный источник на севере Байкала, расположенный неподалёку от границы между Иркутской областью и республикой Бурятия. Источник находится в 25 километрах от Северобайкальска — крупнейшего населённого пункта на берегу Байкала. Он также известен под именем «Солнечный» — такое название закрепилось за ним благодаря расположенному неподалёку одноимённому посёлку.
На территории источника Гоуджекит и вблизи него работают несколько туристических баз и водолечебница. В лечебнице, оборудованной рядом с источником, можно не только набирать минеральную воду для питья, но и купаться в открытых горячих бассейнах, расположенных неподалёку от источника. В лечебнице круглогодично принимаются отдыхающие с широким спектром заболеваний. Благодаря высокому содержанию в воде из источника кремния, натрия и радона, особенно эффективно проходит лечение гостей с заболеваниями ЖКТ и хроническими гастритами.
Здесь, на источнике Гоуджекит, проводим остаток нашего второго дня. Предстоит большая работа по сборке и настройке велосипедов, упаковке снаряжения и продуктов. Управившись к концу дня с делами и заботами, посвящаем вечер главному, ради чего мы здесь — термальным источникам. Хотя на улице и лето, всё равно приятно погрузиться в бассейн с природной горячей водой и провести в ней минуты настоящего блаженства. С завтрашнего дня начинаем активную часть путешествия!
День 3
Термальные источники Гоуджекит — город Северобайкальск — посёлок Нижнеангарск — посёлок Холодная
Велосипеды готовы, с ними готовы и мы, а значит, в путь! В этой части маршрута у нас роскошь — асфальт. Правда, до него ещё нужно добраться. Выезжаем от источников по направлению к городу Северобайкальску. Это молодой город, он возник во времена строительства БАМа. Население Северобайкальска невелико — около 25 тысяч человек, однако он является крупнейшим населённым пунктом, расположенным на берегу Байкала.
До Северобайкальска около 30 километров по укатанной гравийке, а затем нас встречает асфальт. Асфальтовое покрытие будет с нами до конца сегодняшнего дня. Бегло осмотрев центральные улицы города, продолжаем движение. По возможности заглянем на городской пляж и пообедаем на нём. Как ни парадоксально, северная часть Байкала прогревается лучше, чем южная из-за значительно большей мелководности.
После Северобайкальска дорога ведёт далее на восток и приводит в посёлок Нижнеангарск. По пути проезжаем мимо знаменитых мысовых тоннелей — комплекса железнодорожных тоннелей на этом участке берега Байкала. Их строительство потребовало грандиозного труда инженеров и рабочих. До сих пор здесь встречают путешественника памятные стелы и знаки об этом этапе строительства БАМа.
Нижнеангарск — приятный, ухоженный и уютный населённый пункт, от которого открывается вид на залив Ангарский сор — огромную водную площадь, образованную дельтами рек Верхняя Ангара и Кичера. С окраин Нижнеангарска мы начинаем удаляться от Байкала, стремясь к первому большому горному массиву на нашем пути — Верхнеангарскому хребту. Проехав в седле около 70 километров, разбиваем лагерь у посёлка Холодная.
73 км на велосипеде
300 м набор высоты
100 м сброс высоты
День 4
Посёлок Холодная — термальные источники Дзелинда
Северная часть Прибайкалья имеет свою «визитную карточку» — это термальные источники. На одном из них мы уже побывали, сегодня едем к ещё одному. Наша цель — источники Дзелинда. Все термальные источники северного Прибайкалья разные. Какие-то более благоустроенные, а какие-то почти «дикие». Дзелинда относится как раз ко второму типу.
Рядом с одноимённой турбазой расположен источник со свободным доступом. Силами местных жителей и волонтёров он оборудован прекрасной купелью, размеры которой позволяют не просто сидеть в ней, а даже плавать как в бассейне. Температура воды на источнике составляет 44,5 градуса. Вода сульфатно-гидрокарбонатно-натриевая с повышенным содержанием кремнекислоты. Оказывает лечебное действие благодаря наличию в воде фтора и кремнекислоты, а также радона. Главная приятная особенность этого источника в том, что в его водах почти нет сероводорода с соответствующим запахом. Снова у нас вечер с расслаблением в горячей ванне.
Но есть и ложка дёгтя — сегодня у нас закончился асфальт, который уже не появится до конца похода. Отныне едем только по лесным песчаным и гравийным дорогам — путешествие становится всё интереснее!
57 км на велосипеде
100 м набор высоты
100 м сброс высоты
День 5
Термальные источники Дзелинда — разъезд Огней
Прощаемся с гостеприимным и уютным термальным источником, движемся дальше на восток. Путь наш лежит по региональной автодороге 81К-041, связывающей Северобайкальск с посёлками восточнее — Новым Уояном и Таксимо. Несмотря на её статус, дорогу трудно назвать сильно оживлённой. Но это нам и на руку — автомобильного трафика немного, и мы часто можем ехать почти в полном единении с окружающей природой.
Въезжаем и минуем железнодорожный разъезд Кирон. В этих местах к БАМу вплотную подступают горы. Верхнеангарский хребет здесь оканчивается своими западными отрогами и дальше сопровождает нас вплоть до Верхнеангарской котловины. Эти места очень живописны. Хотя дорога идёт в лесу, мы часто выезжаем на обзорные площадки, с которых видно величественные вершины, буквально нависающие над нами. От железнодорожного полотна до этих красивых манящих пиков всего 5–10 километров.
Так, в сопровождении видов на горные пейзажи, мы и заканчиваем наш пятый день пути.
61 км на велосипеде
200 м набор высоты
200 м сброс высоты
День 6
Разъезд Огней — Верхнеангарская котловина
Центральной точкой этого дня у нас является посёлок Новый Уоян — относительно крупный населённый пункт на пути и возможность пополнить запасы продуктов. К обеденному времени мы постепенно начинаем покидать горную систему Верхнеангарского хребта и въезжаем в протяжённую Верхнеангарскую котловину. Это большое равнинное пространство, зажатое с двух сторон массивными хребтами — Северо-Муйским и Верхнеангарским.
Почти вся котловина покрыта болотами и множеством озёр. Некоторые из них подходят вплотную к дороге и весьма живописны. Ещё одной особенностью этого участка становятся пески. Песчаное покрытие дорожного полотна всё чаще встречается у нас под колёсами, заставляя маневрировать и использовать технические навыки велосипедной езды.
Обширные таёжные просторы тянутся по обочинам. Эти места — одни из самых ягодных на всём маршруте. Особенно много здесь брусники. В сезон созревания попадаются участки, сплошь покрытые красными покрывалами поспевших ягод. На одной из таких полян мы и планируем разбить лагерь. За сегодня преодолено около 60 километров.
65 км на велосипеде
200 м сброс высоты
День 7
Верхнеангарская котловина — разъезд Ангаракан
Седьмой день, экватор похода! Продолжаем наш путь вдоль БАМа под шум проходящих поездов и приветственные гудки машинистов. Виднеющиеся по краям Верхнеангарской котловины горные хребты начинают снова к нам приближаться. Впереди ещё один красавец — Делюн-Уранский хребет. Его вершины всё ближе к нам, и к концу дня мы снова будем ночевать у подножья красивых величественных гор.
На этой части БАМа помимо оживлённых и крупных посёлков встречаются и угасающие населённые пункты (а иногда и заброшенные). Одним из таких для нас сегодня станет посёлок Янчукан. Когда-то здесь бурлила жизнь, шла Великая стройка. В 1986 году здесь было уложено «серебряное звено» — символическая процедура, означающая завершение какого-то важного этапа строительства БАМа. Сейчас Янчукан держится за счёт расположенной неподалёку ж/д станции и лесозаготовок. Из полутора тысяч населения осталось не более 250 человек. Тем не менее в посёлке есть жизнь, и несколько продуктовых магазинов это подтверждают.
После Янчукана дорога начинает сильнее прижиматься к горам, начинаются спуски и подъёмы, характер движения заметно меняется. К вечеру, достигнув долины реки Ангаракан, разбиваем лагерь у одноимённого разъезда.
66 км на велосипеде
200 м набор высоты
День 8
Разъезд Ангаракан — Чёртов мост — посёлок Северомуйск
Сегодня у нас в программе первая «техногенная» достопримечательность на маршруте, а также и первый горный перевал — день обещает быть насыщенным! Покидаем лагерь и движемся дальше вверх по течению реки Ангаракан. Через пару часов езды добираемся до бывшего посёлка Тоннельный. Когда-то он был домом для строителей знаменитого Северомуйского тоннеля — самого длинного тоннеля в России. Сейчас кроме нескольких стел советского периода почти ничего не напоминает о том, что здесь жили и работали люди. Рядом с самым длинным тоннелем находится и самый известный на БАМе мост. Речь идёт о так называемом Чёртовом мосте, и вот несколько слов о нём:
Чёртов мост — полукруглый в плане виадук на Северомуйском обходе Байкало-Амурской магистрали, уникальное инженерно-техническое сооружение.
Был построен в 1986 году, но постоянное движение поездов началось в 1989 году. Сконструирован с использованием характерных двухъярусных опор. Это единственный в России мост такой конструкции.
Мост пользуется недоброй славой у машинистов, опасающихся проезжать по мосту, за что и прозван Чёртов мост. Ходят слухи, что машинисты и сейчас крестятся перед въездом на него. Считается одним из красивейших мест на БАМе.
После осмотра Чёртова моста движемся дальше, вверх. Дорога ведёт на перевал, разделяющий долины рек Ангаракан и Муякан. Подъём не назвать простым, иногда приходится спешиваться и катить велосипед рядом. Наконец, перевал взят! Мы на высоте 1140 метров, и теперь заслуженная награда за наши труды — даунхилл до посёлка Северомуйск.
В посёлок попадаем уже к вечеру, выбираем место для лагеря на окраинах и заканчиваем этот насыщенный день.
50 км на велосипеде
400 м набор высоты
400 м сброс высоты
День 9
Посёлок Северомуйск — долина реки Окусикан
Остаётся добраться до финального населённого пункта на нашей автодороге 81К-041, а именно до Таксимо. Сегодня наш путь снова идёт вдоль горного хребта. С юга от нас встаёт и сопровождает весь день Южно-Муйский хребет. Он типичен для этой части Забайкалья: обширные каменные осыпи, острые вершины, скальные стены — невероятно красиво. Проезжаем несколько автомобильных мостов через горные реки. Постепенно природа забирает своё, разрушая строения человека. Где-то мосты ещё позволяют проехать по ним велосипедисту, а какие-то уже непригодны для переправы. В этом случае переходим реки вброд.
До посёлка чуть более 80 километров, вряд ли мы сможем преодолеть их за один ходовой день. Но можно постараться. Выбираем тактику движения — либо стремимся доехать в Таксимо, чтобы переночевать в гостинице, либо проезжаем лишь часть пути и ночуем в палатках.
67 км на велосипеде
50 м набор высоты
100 м сброс высоты
День 10
Долина реки Окусикан — посёлок Таксимо — Витимский мост
Самый протяжённый день, нужно проехать максимальное расстояние за день — почти 100 километров. Дорожное покрытие в этот день у нас в ассортименте. От уже привычной нам гравийки до асфальта в Таксимо и его окрестностях. Также по-прежнему нам периодически будут встречаться и песчаные участки. Первая половина пути до посёлка Таксимо всё так же идёт вдоль Южно-Муйского хребта. Справа от нас возвышаются его вершины. Высота хребта максимальная на этом участке, она достигает 2200 метров. Здесь одна из наиболее красивых частей всего маршрута — сплошное любование горами и окрестностями.
В районе обеда достигаем посёлка Таксимо. Заглянем на местное живописное озеро Баранчеевское с соснами и песчаным пляжем, здесь же постараемся устроить обед и отдых. После Таксимо заканчиваются горы, мы снова попадаем в обширную равнинную зону — Муйско-Куандинскую впадину. Главной водной артерией здесь является могучий приток Лены — Витим. На реке расположена ещё одна знаковая достопримечательность этих мест — знаменитый Витимский мост. Этот мост и будет означать финал нашего сегодняшнего долгого пути. Ставим лагерь и отбой, все устали
95 км на велосипеде
50 м набор высоты
50 м сброс высоты
День 11
Витимский мост — долина реки Сюльбан
Основным событие вчерашнего дня у нас был Витимский мост. Чем же он так знаменит?
Стоит сказать, что этот мост отмечен в рейтинге топ-10 самых опасных дорог мира от французского издания Ouest-France. Этот мост был возведён во время строительства БАМа в 1982 году как временный и с тех пор не вводился в эксплуатацию официально. Ремонтом моста занимались пользовавшиеся им граждане за свой счёт и своими силами. Проезд по мосту на машине считается очень рискованным, так как он не имеет ограждений и очень узок для корпуса автомобиля. Для нас, велосипедистов, преодоление моста не будет представлять такой опасности, но всё же немного пощекочет нервы.
Самым первым событием дня является «прыжок во времени». Дело в том, что по Витиму проходит административная граница между республикой Бурятия и Забайкальским краем. Эта же граница является стыком двух часовых поясов. Таким образом, всего лишь перейдя Витим по мосту, мы переместимся на час вперёд.
После Витимского моста наш путь лежит в посёлок Куанда. Главной его достопримечательностью является памятник «Куанда — золотое звено БАМа». «Золотое звено» — это место стыковки двух веток БАМа, который строился одновременно с востока и запада. В Куанде находится официальная стела, посвящённая этому торжественному событию, а реальное место стыковки мы проедем позже, оно находится дальше на восток.
Куанда — наш финальный населённый пункт на пути. Дальнейшая часть маршрута будет проходить в почти диких местах, и наш следующий посёлок будет являться уже финишем всего похода. Проехав ещё несколько десятков километров после Куанды, встаём лагерем на берегу реки Сюльбан.
62 км на велосипеде
150 м набор высоты
День 12
Долина реки Сюльбан — озёра Леприндо
С сегодняшнего дня начинается самая гористая и одновременно самая красивая часть пути. Живописные горные массивы сопровождали нас и ранее, но дорога шла у их подножий, не заходя вглубь. Теперь же перед нами на пути новый горный массив — вплотную подступает красивейший и дикий хребет Кодар. В его отроги мы и отправляемся. После Куанды дорога становится всё менее ухоженной и более ухабистой. Кроме того, на этом участке сосредоточено наибольшее количество водных препятствий. Многие мосты через ручьи и речушки разрушены, полотно дороги часто залито вышедшими из берегов водоёмами.
Но тем не менее необходимо двигаться вперёд. В первой половине дня добираемся до небольшого разъезда Балбухта. Здесь, в совершенно неприметной части Байкало-Амурской магистрали и состоялось главное событие Великой стройки — здесь состыковалось «золотое звено». Скромная потрёпанная стела обозначает фактическое место соединения восточной и западной веток строительства БАМа.
Медленно, но неуклонно набираем высоту. Всё ближе Кодар, из тёмных ущелий которого веет прохладой. Стремимся к главной цели этого дня — к красивым озёрам Леприндо. Озёра Большое и Малое Леприндо прижаты к суровым склонам Кодара с его южной стороны. Берега Малого Леприндо покрыты девственной тайгой, а на Большом встречаются песчаные участки, своим видом напоминающие южные пляжи. Достигнув озёр, выбираем место для ночлега и проводим вечер в месте изумительной красоты.
67 км на велосипеде
500 м набор высоты
День 13
Озёра Леприндо — посёлок Новая Чара
Заключительный день похода. Финальный рывок на восток. Нам остаётся один дневной переезд до посёлка Новая Чара — там заканчивается наш поход.
Вчера мы проделали основной набор высоты, сегодня продолжаем почти ровное движение в бассейне довольно крупной реки Чара. Оставляем позади живописные озёра Леприндо, а южные отроги Кодара всё плотнее придвигаются к нам. Минуем около десятка речушек и ручьёв, стекающих с хребта — Мергели, Салликит, Левый Салликит и множество безымянных. Среди прочих один ручей носит забавное название Полтора Мошенника. Зарождаясь в глубинах Кодарского хребта, все они бегут вниз и впадают в реку Чара. В этих горных ручьях и речушках вода необыкновенно прозрачна и вкусна.
На этом отрезке пути наибольшее количество повреждённых мостов, точнее — наименьшее количество сохранившихся. Рядом со всеми из них машинами накатаны броды — будем пользоваться ими.
К обеденному времени достигаем широкой долины реки Верхний Сакукан. Словно прощаясь с нами, Кодар открывает красивейшую панораму на свои вершины. До посёлка Новая Чара остаётся не более 20 километров. К вечеру добираемся до железнодорожного вокзала, где и оканчивается активная часть нашего путешествия.
61 км на велосипеде
200 м сброс высоты
Ближайшие походы
Сроки без дороги | Кто ведёт | Количество мест | Цена | Заявка |
---|---|---|---|---|
Сроки пока не опубликованы на сайте, вскоре они появятся! Отправьте заявку прямо сейчас, чтобы первым узнать об этом. |
- трансфер участников к точке старта
- питание на всём протяжении похода
- инструктор (опытный путешественник)
- групповое общетуристическое снаряжение (горелки, тент, кухонные принадлежности и т. д.)
- посещение платных термальных источников
- велоаптечка и запасные части
- медицинская аптечка
- билеты до города Братска и из посёлка Новая Чара
- посещение (по желанию участников) попутных достопримечательностей и объектов, не описанных в программе и имеющих платный режим посещения
- аренда велосипеда и защитного снаряжения
- проживание в гостиницах, хостелах и подобных средствах размещения
- любые услуги третьих лиц и товары (сувениры, еда, напитки), не входящие в программу
- страховка
- 1 500 ₽ по Клубной карте
- Другие скидки
Как добраться
- Туда
В Братске необходимо оказаться не позже 20:00 первого дня похода (по местному времени). Место общего сбора — железнодорожный вокзал (станция Падунские пороги).
До города Братска можно добраться:
- самолётом (рейсы из Москвы или Красноярска);
- поездом из крупных городов (Иркутск, Красноярск).
- Обратно
Группа оказывается в Новой Чаре вечером финального дня похода (в диапазоне 17:00–20:00). Рекомендуем брать билеты на следующий день после завершения похода.
Поход заканчивается в посёлке Новая Чара. Из него можно добраться обратно:
- Поездом до вашего города либо до города Братска, далее авиарейсом.
- В посёлок Чара, откуда региональным авиарейсом в города Красноярск, Иркутск, Чита.
- Примечания
- Внимание! Перед покупкой билетов необходимо связаться с координатором похода.
- Учтите при покупке билетов, что часовые пояса на старте и на финише маршрута РАЗНЫЕ: +5 часов на старте (в городе Братске) и +6 часов на финише (в посёлке Новая Чара).