Выбирайте среди 1802 путешествий

ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали: описание

  • Регион: Сибирь (все походы в этом регионе)
  • Нитка:Город Братск — посёлок Кунерма — термальные источники Гоуджекит — город Северобайкальск — посёлок Кичера — термальные источники Дзелинда — Верхне-Ангарская котловина — Чёртов мост — посёлок Северомуйск — посёлок Таксимо — Витимский мост — «Золотое звено» БАМа — озёра Леприндо — посёлок Новая Чара
  • Длина: 725 км (на велосипеде)
  • Сложность: сложный, средняя сложность, участникам с опытом
  • Длительность: 13 дней (без дороги на поезде или самолете)
  • Размер группы: от 6 человек до 10 человек
  • Возраст: можно с детьми
    дети от 16 лет в сопровождении взрослых
  • Что взять с собой
Менеджеры:
  • Мадина
    Живи по солнцу :)
  • Виктория
  • Виталия
  • Анна
  • Дарья
    Здесь и сейчас)

Это автономный велосипедный маршрут по автодублёру БАМа — старой советской дороге, когда-то обеспечивавшей нужды строительства самой известной железнодорожной магистрали страны. Эта дорога до сих пор существует в таёжных дебрях Восточной Сибири и действует. Где-то вполне пригодная для автомобилей, а где-то проходимая лишь для спецтехники, она как двойник БАМа проведёт нас от берегов северного Байкала до манящих вершин величественного и сурового Кодара. Горячие источники, красивейшие горные хребты, инженерные решения строителей БАМа, преодоление походных трудностей и радость от редкого асфальта — вот что ждёт нас в этом путешествии.

Маршрут подойдёт как опытным, так и начинающим участникам, уверенно владеющим велосипедом и готовым к длительным велопутешествиям с велорюкзаком. Все типы дорожного покрытия будут присутствовать на маршруте, на пути есть броды, преодоление высот и перевалов, борьба с непогодой и кровососущими, но именно это и делает поход запоминающимся. Если это про вас и для вас — с радостью ждём в команде!

Особенности маршрута и снаряжения. Поход требует подготовленного велосипеда и наличия велобагажника и велорюкзака (консультируем и помогаем при необходимости). Более предпочтительным является наличие у участника собственного настроенного и адаптированного велосипеда. Но при этом возможно участие и с прокатным велосипедом. Также консультируем по подбору.

Обратите внимание, что часовые пояса на старте и на финише маршрута РАЗНЫЕ: +5 часов на старте (в городе Братске) и +6 часов на финише (в посёлке Новая Чара).

Погода. Климат в регионе резко континентальный с жарким (до +30 и выше) летом и резким похолоданием в начале осени. Дожди вероятны в любой летний месяц, но редко бывают затяжными.

Связь. Мобильная связь (голосовая, мобильный интернет) преимущественно отсутствует на всём протяжении маршрута. Появляется только в крупных посёлках по пути.

Условия и комфорт. Проживание на всём протяжении в полевых условиях и палатках. Однако по пути встречаются населённые пункты с гостиницами и хостелами, где можно остановиться при желании участников (не включено в стоимость). 

Питание, вода. Питание походное. Готовка на костре или горелке силами самих участников. Вода на всём протяжении похода из природных источников.

Вес рюкзака. Все дни похода участники везут с собой полный комплект личного и общественного снаряжения, а также запасы еды и (иногда) питьевой воды. Вес рюкзаков участников колеблется в диапазоне 25–40 кг.

Прививки и медицина. Участникам крайне рекомендуется сделать прививки от клещевого энцефалита заблаговременно. Регион входит в перечень субъектов федерации со средним/средневысоким уровнем эндемичности по клещевому энцефалиту.

Участие детей. Допускается участие детей от 16 лет в сопровождении родителей.

Программа по дням

День 1

Город Братск — термальные источники Гоуджекит

Начинаем наше большое велосипедное приключение в городе Братске Иркутской области. В него можно добраться самолётом (рейсы из Москвы или Красноярска) либо поездом из крупных городов — Иркутск, Красноярск. Сегодня у нас день адаптации к смене часовых поясов и отдыха от дороги. Вечером предстоит этап заброски до точки старта похода, а пока знакомимся с городом. 

По желанию участников группа может посетить Братскую ГЭС или один из музеев города. Либо потратить время по своему усмотрению. 

Вечером общий сбор группы в центе города (инструктор определит точку сбора заранее) вместе с велосипедами и снаряжением. Готовимся к этапу заброски, которая продлится всю ночь.


750 км транспортом (заброска)

День 2

Термальные источники Гоуджекит. Подготовка и настройка велосипедов и снаряжения

Утром мы прибываем в небольшой сибирский посёлок Гоуджекит. Вернее, бывший посёлок строителей БАМа. Он примечателен всего одним объектом, зато каким! Здесь расположены термальные источники. Расскажем о них подробнее:

Гоуджекит — горячий термальный источник на севере Байкала, расположенный неподалёку от границы между Иркутской областью и республикой Бурятия. Источник находится в 25 километрах от Северобайкальска — крупнейшего населённого пункта на берегу Байкала. Он также известен под именем «Солнечный» — такое название закрепилось за ним благодаря расположенному неподалёку одноимённому посёлку.
На территории источника Гоуджекит и вблизи него работают несколько туристических баз и водолечебница. В лечебнице, оборудованной рядом с источником, можно не только набирать минеральную воду для питья, но и купаться в открытых горячих бассейнах, расположенных неподалёку от источника. В лечебнице круглогодично принимаются отдыхающие с широким спектром заболеваний. Благодаря высокому содержанию в воде из источника кремния, натрия и радона, особенно эффективно проходит лечение гостей с заболеваниями ЖКТ и хроническими гастритами.

Здесь, на источнике Гоуджекит, проводим остаток нашего второго дня. Предстоит большая работа по сборке и настройке велосипедов, упаковке снаряжения и продуктов. Управившись к концу дня с делами и заботами, посвящаем вечер главному, ради чего мы здесь — термальным источникам. Хотя на улице и лето, всё равно приятно погрузиться в бассейн с природной горячей водой и провести в ней минуты настоящего блаженства. С завтрашнего дня начинаем активную часть путешествия!

День 3

Термальные источники Гоуджекит — город Северобайкальск — посёлок Нижнеангарск — посёлок Холодная

Велосипеды готовы, с ними готовы и мы, а значит, в путь! В этой части маршрута у нас роскошь — асфальт. Правда, до него ещё нужно добраться. Выезжаем от источников по направлению к городу Северобайкальску. Это молодой город, он возник во времена строительства БАМа. Население Северобайкальска невелико — около 25 тысяч человек, однако он является крупнейшим населённым пунктом, расположенным на берегу Байкала. 

До Северобайкальска около 30 километров по укатанной гравийке, а затем нас встречает асфальт. Асфальтовое покрытие будет с нами до конца сегодняшнего дня. Бегло осмотрев центральные улицы города, продолжаем движение. По возможности заглянем на городской пляж и пообедаем на нём. Как ни парадоксально, северная часть Байкала прогревается лучше, чем южная из-за значительно большей мелководности.

После Северобайкальска дорога ведёт далее на восток и приводит в посёлок Нижнеангарск. По пути проезжаем мимо знаменитых мысовых тоннелей — комплекса железнодорожных тоннелей на этом участке берега Байкала. Их строительство потребовало грандиозного труда инженеров и рабочих. До сих пор здесь встречают путешественника памятные стелы и знаки об этом этапе строительства БАМа.

Нижнеангарск — приятный, ухоженный и уютный населённый пункт, от которого открывается вид на залив Ангарский сор — огромную водную площадь, образованную дельтами рек Верхняя Ангара и Кичера. С окраин Нижнеангарска мы начинаем удаляться от Байкала, стремясь к первому большому горному массиву на нашем пути — Верхнеангарскому хребту. Проехав в седле около 70 километров, разбиваем лагерь у посёлка Холодная.


73 км на велосипеде
300 м набор высоты
100 м сброс высоты
 

День 4

Посёлок Холодная — термальные источники Дзелинда

Северная часть Прибайкалья имеет свою «визитную карточку» — это термальные источники. На одном из них мы уже побывали, сегодня едем к ещё одному. Наша цель — источники Дзелинда. Все термальные источники северного Прибайкалья разные. Какие-то более благоустроенные, а какие-то почти «дикие». Дзелинда относится как раз ко второму типу. 

Рядом с одноимённой турбазой расположен источник со свободным доступом. Силами местных жителей и волонтёров он оборудован прекрасной купелью, размеры которой позволяют не просто сидеть в ней, а даже плавать как в бассейне. Температура воды на источнике составляет 44,5 градуса. Вода сульфатно-гидрокарбонатно-натриевая с повышенным содержанием кремнекислоты. Оказывает лечебное действие благодаря наличию в воде фтора и кремнекислоты, а также радона. Главная приятная особенность этого источника в том, что в его водах почти нет сероводорода с соответствующим запахом. Снова у нас вечер с расслаблением в горячей ванне. 

Но есть и ложка дёгтя — сегодня у нас закончился асфальт, который уже не появится до конца похода. Отныне едем только по лесным песчаным и гравийным дорогам — путешествие становится всё интереснее! 


57 км на велосипеде
100 м набор высоты
100 м сброс высоты
 

День 5

Термальные источники Дзелинда — разъезд Огней

Прощаемся с гостеприимным и уютным термальным источником, движемся дальше на восток. Путь наш лежит по региональной автодороге 81К-041, связывающей Северобайкальск с посёлками восточнее — Новым Уояном и Таксимо. Несмотря на её статус, дорогу трудно назвать сильно оживлённой. Но это нам и на руку — автомобильного трафика немного, и мы часто можем ехать почти в полном единении с окружающей природой.

Въезжаем и минуем железнодорожный разъезд Кирон. В этих местах к БАМу вплотную подступают горы. Верхнеангарский хребет здесь оканчивается своими западными отрогами и дальше сопровождает нас вплоть до Верхнеангарской котловины. Эти места очень живописны. Хотя дорога идёт в лесу, мы часто выезжаем на обзорные площадки, с которых видно величественные вершины, буквально нависающие над нами. От железнодорожного полотна до этих красивых манящих пиков всего 5–10 километров.

Так, в сопровождении видов на горные пейзажи, мы и заканчиваем наш пятый день пути. 


61 км на велосипеде
200 м набор высоты
200 м сброс высоты
 

День 6

Разъезд Огней — Верхнеангарская котловина

Центральной точкой этого дня у нас является посёлок Новый Уоян — относительно крупный населённый пункт на пути и возможность пополнить запасы продуктов. К обеденному времени мы постепенно начинаем покидать горную систему Верхнеангарского хребта и въезжаем в протяжённую Верхнеангарскую котловину. Это большое равнинное пространство, зажатое с двух сторон массивными хребтами — Северо-Муйским и Верхнеангарским.

Почти вся котловина покрыта болотами и множеством озёр. Некоторые из них подходят вплотную к дороге и весьма живописны. Ещё одной особенностью этого участка становятся пески. Песчаное покрытие дорожного полотна всё чаще встречается у нас под колёсами, заставляя маневрировать и использовать технические навыки велосипедной езды.

Обширные таёжные просторы тянутся по обочинам. Эти места — одни из самых ягодных на всём маршруте. Особенно много здесь брусники. В сезон созревания попадаются участки, сплошь покрытые красными покрывалами поспевших ягод. На одной из таких полян мы и планируем разбить лагерь. За сегодня преодолено около 60 километров.


65 км на велосипеде
200 м сброс высоты 

День 7

Верхнеангарская котловина — разъезд Ангаракан

Седьмой день, экватор похода! Продолжаем наш путь вдоль БАМа под шум проходящих поездов и приветственные гудки машинистов. Виднеющиеся по краям Верхнеангарской котловины горные хребты начинают снова к нам приближаться. Впереди ещё один красавец — Делюн-Уранский хребет. Его вершины всё ближе к нам, и к концу дня мы снова будем ночевать у подножья красивых величественных гор. 

На этой части БАМа помимо оживлённых и крупных посёлков встречаются и угасающие населённые пункты (а иногда и заброшенные). Одним из таких для нас сегодня станет посёлок Янчукан. Когда-то здесь бурлила жизнь, шла Великая стройка. В 1986 году здесь было уложено «серебряное звено» — символическая процедура, означающая завершение какого-то важного этапа строительства БАМа. Сейчас Янчукан держится за счёт расположенной неподалёку ж/д станции и лесозаготовок. Из полутора тысяч населения осталось не более 250 человек. Тем не менее в посёлке есть жизнь, и несколько продуктовых магазинов это подтверждают.

После Янчукана дорога начинает сильнее прижиматься к горам, начинаются спуски и подъёмы, характер движения заметно меняется. К вечеру, достигнув долины реки Ангаракан, разбиваем лагерь у одноимённого разъезда.


66 км на велосипеде
200 м набор высоты

День 8

Разъезд Ангаракан — Чёртов мост — посёлок Северомуйск

Сегодня у нас в программе первая «техногенная» достопримечательность на маршруте, а также и первый горный перевал — день обещает быть насыщенным! Покидаем лагерь и движемся дальше вверх по течению реки Ангаракан. Через пару часов езды добираемся до бывшего посёлка Тоннельный. Когда-то он был домом для строителей знаменитого Северомуйского тоннеля — самого длинного тоннеля в России. Сейчас кроме нескольких стел советского периода почти ничего не напоминает о том, что здесь жили и работали люди. Рядом с самым длинным тоннелем находится и самый известный на БАМе мост. Речь идёт о так называемом Чёртовом мосте, и вот несколько слов о нём:

Чёртов мост — полукруглый в плане виадук на Северомуйском обходе Байкало-Амурской магистрали, уникальное инженерно-техническое сооружение.
Был построен в 1986 году, но постоянное движение поездов началось в 1989 году. Сконструирован с использованием характерных двухъярусных опор. Это единственный в России мост такой конструкции.

Мост пользуется недоброй славой у машинистов, опасающихся проезжать по мосту, за что и прозван Чёртов мост. Ходят слухи, что машинисты и сейчас крестятся перед въездом на него. Считается одним из красивейших мест на БАМе.

После осмотра Чёртова моста движемся дальше, вверх. Дорога ведёт на перевал, разделяющий долины рек Ангаракан и Муякан. Подъём не назвать простым, иногда приходится спешиваться и катить велосипед рядом. Наконец, перевал взят! Мы на высоте 1140 метров, и теперь заслуженная награда за наши труды — даунхилл до посёлка Северомуйск.

В посёлок попадаем уже к вечеру, выбираем место для лагеря на окраинах и заканчиваем этот насыщенный день.


50 км на велосипеде
400 м набор высоты
400 м сброс высоты

День 9

Посёлок Северомуйск — долина реки Окусикан

Остаётся добраться до финального населённого пункта на нашей автодороге 81К-041, а именно до Таксимо. Сегодня наш путь снова идёт вдоль горного хребта. С юга от нас встаёт и сопровождает весь день Южно-Муйский хребет. Он типичен для этой части Забайкалья: обширные каменные осыпи, острые вершины, скальные стены — невероятно красиво. Проезжаем несколько автомобильных мостов через горные реки. Постепенно природа забирает своё, разрушая строения человека. Где-то мосты ещё позволяют проехать по ним велосипедисту, а какие-то уже непригодны для переправы. В этом случае переходим реки вброд. 

До посёлка чуть более 80 километров, вряд ли мы сможем преодолеть их за один ходовой день. Но можно постараться. Выбираем тактику движения — либо стремимся доехать в Таксимо, чтобы переночевать в гостинице, либо проезжаем лишь часть пути и ночуем в палатках.


67 км на велосипеде
50 м набор высоты
100 м сброс высоты

День 10

Долина реки Окусикан — посёлок Таксимо — Витимский мост

Самый протяжённый день, нужно проехать максимальное расстояние за день — почти 100 километров. Дорожное покрытие в этот день у нас в ассортименте. От уже привычной нам гравийки до асфальта в Таксимо и его окрестностях. Также по-прежнему нам периодически будут встречаться и песчаные участки. Первая половина пути до посёлка Таксимо всё так же идёт вдоль Южно-Муйского хребта. Справа от нас возвышаются его вершины. Высота хребта максимальная на этом участке, она достигает 2200 метров. Здесь одна из наиболее красивых частей всего маршрута — сплошное любование горами и окрестностями. 

В районе обеда достигаем посёлка Таксимо. Заглянем на местное живописное озеро Баранчеевское с соснами и песчаным пляжем, здесь же постараемся устроить обед и отдых. После Таксимо заканчиваются горы, мы снова попадаем в обширную равнинную зону — Муйско-Куандинскую впадину. Главной водной артерией здесь является могучий приток Лены — Витим. На реке расположена ещё одна знаковая достопримечательность этих мест — знаменитый Витимский мост. Этот мост и будет означать финал нашего сегодняшнего долгого пути. Ставим лагерь и отбой, все устали 


95 км на велосипеде
50 м набор высоты
50 м сброс высоты

День 11

Витимский мост — долина реки Сюльбан

Основным событие вчерашнего дня у нас был Витимский мост. Чем же он так знаменит?

Стоит сказать, что этот мост отмечен в рейтинге топ-10 самых опасных дорог мира от французского издания Ouest-France. Этот мост был возведён во время строительства БАМа в 1982 году как временный и с тех пор не вводился в эксплуатацию официально. Ремонтом моста занимались пользовавшиеся им граждане за свой счёт и своими силами. Проезд по мосту на машине считается очень рискованным, так как он не имеет ограждений и очень узок для корпуса автомобиля. Для нас, велосипедистов, преодоление моста не будет представлять такой опасности, но всё же немного пощекочет нервы.

Самым первым событием дня является «прыжок во времени». Дело в том, что по Витиму проходит административная граница между республикой Бурятия и Забайкальским краем. Эта же граница является стыком двух часовых поясов. Таким образом, всего лишь перейдя Витим по мосту, мы переместимся на час вперёд.

После Витимского моста наш путь лежит в посёлок Куанда. Главной его достопримечательностью является памятник «Куанда — золотое звено БАМа». «Золотое звено» — это место стыковки двух веток БАМа, который строился одновременно с востока и запада. В Куанде находится официальная стела, посвящённая этому торжественному событию, а реальное место стыковки мы проедем позже, оно находится дальше на восток.

Куанда — наш финальный населённый пункт на пути. Дальнейшая часть маршрута будет проходить в почти диких местах, и наш следующий посёлок будет являться уже финишем всего похода. Проехав ещё несколько десятков километров после Куанды, встаём лагерем на берегу реки Сюльбан.


62 км на велосипеде
150 м набор высоты

День 12

Долина реки Сюльбан — озёра Леприндо

С сегодняшнего дня начинается самая гористая и одновременно самая красивая часть пути. Живописные горные массивы сопровождали нас и ранее, но дорога шла у их подножий, не заходя вглубь. Теперь же перед нами на пути новый горный массив — вплотную подступает красивейший и дикий хребет Кодар. В его отроги мы и отправляемся. После Куанды дорога становится всё менее ухоженной и более ухабистой. Кроме того, на этом участке сосредоточено наибольшее количество водных препятствий. Многие мосты через ручьи и речушки разрушены, полотно дороги часто залито вышедшими из берегов водоёмами. 

Но тем не менее необходимо двигаться вперёд. В первой половине дня добираемся до небольшого разъезда Балбухта. Здесь, в совершенно неприметной части Байкало-Амурской магистрали и состоялось главное событие Великой стройки — здесь состыковалось «золотое звено». Скромная потрёпанная стела обозначает фактическое место соединения восточной и западной веток строительства БАМа.

Медленно, но неуклонно набираем высоту. Всё ближе Кодар, из тёмных ущелий которого веет прохладой. Стремимся к главной цели этого дня — к красивым озёрам Леприндо. Озёра Большое и Малое Леприндо прижаты к суровым склонам Кодара с его южной стороны. Берега Малого Леприндо покрыты девственной тайгой, а на Большом встречаются песчаные участки, своим видом напоминающие южные пляжи. Достигнув озёр, выбираем место для ночлега и проводим вечер в месте изумительной красоты.


67 км на велосипеде
500 м набор высоты

День 13

Озёра Леприндо — посёлок Новая Чара

Заключительный день похода. Финальный рывок на восток. Нам остаётся один дневной переезд до посёлка Новая Чара — там заканчивается наш поход. 

Вчера мы проделали основной набор высоты, сегодня продолжаем почти ровное движение в бассейне довольно крупной реки Чара. Оставляем позади живописные озёра Леприндо, а южные отроги Кодара всё плотнее придвигаются к нам. Минуем около десятка речушек и ручьёв, стекающих с хребта — Мергели, Салликит, Левый Салликит и множество безымянных. Среди прочих один ручей носит забавное название Полтора Мошенника. Зарождаясь в глубинах Кодарского хребта, все они бегут вниз и впадают в реку Чара. В этих горных ручьях и речушках вода необыкновенно прозрачна и вкусна

На этом отрезке пути наибольшее количество повреждённых мостов, точнее — наименьшее количество сохранившихся. Рядом со всеми из них машинами накатаны броды — будем пользоваться ими. 

К обеденному времени достигаем широкой долины реки Верхний Сакукан. Словно прощаясь с нами, Кодар открывает красивейшую панораму на свои вершины. До посёлка Новая Чара остаётся не более 20 километров. К вечеру добираемся до железнодорожного вокзала, где и оканчивается активная часть нашего путешествия.


61 км на велосипеде
200 м сброс высоты

  • Сибирь, ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали
  • Сибирь, ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали
  • Сибирь, ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали
  • Сибирь, ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали
  • Сибирь, ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали
  • Сибирь, ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали
  • Сибирь, ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали
  • Сибирь, ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали
  • Сибирь, ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали
  • Сибирь, ВелоБАМ: на велосипеде вдоль Байкало-Амурской магистрали

Ближайшие походы

Сроки без дороги
Кто ведёт
Количество мест
Цена
Заявка
Сроки пока не опубликованы на сайте, вскоре они появятся!
Отправьте заявку прямо сейчас, чтобы первым узнать об этом.
Подпишитесь на новости и будьте готовы к приключениям!
Что включено в стоимость:
  • трансфер участников к точке старта
  • питание на всём протяжении похода
  • инструктор (опытный путешественник)
  • групповое общетуристическое снаряжение (горелки, тент, кухонные принадлежности и т. д.)
  • посещение платных термальных источников
  • велоаптечка и запасные части
  • медицинская аптечка
Что не включено в стоимость:
  • билеты до города Братска и из посёлка Новая Чара
  • посещение (по желанию участников) попутных достопримечательностей и объектов, не описанных в программе и имеющих платный режим посещения
  • аренда велосипеда и защитного снаряжения
  • проживание в гостиницах, хостелах и подобных средствах размещения
  • любые услуги третьих лиц и товары (сувениры, еда, напитки), не входящие в программу
  • страховка

Как добраться

  • Туда

    В Братске необходимо оказаться не позже 20:00 первого дня похода (по местному времени). Место общего сбора — железнодорожный вокзал (станция Падунские пороги).

    До города Братска можно добраться:

    • самолётом (рейсы из Москвы или Красноярска);
    • поездом из крупных городов (Иркутск, Красноярск).
  • Обратно

    Группа оказывается в Новой Чаре вечером финального дня похода (в диапазоне 17:00–20:00). Рекомендуем брать билеты на следующий день после завершения похода. 

    Поход заканчивается в посёлке Новая Чара. Из него можно добраться обратно: 

    • Поездом до вашего города либо до города Братска, далее авиарейсом.
    • В посёлок Чара, откуда региональным авиарейсом в города Красноярск, Иркутск, Чита.

     

  • Примечания
    • Внимание! Перед покупкой билетов необходимо связаться с координатором похода.
    • Учтите при покупке билетов, что часовые пояса на старте и на финише маршрута РАЗНЫЕ: +5 часов на старте (в городе Братске) и +6 часов на финише (в посёлке Новая Чара).