Походы и путешествия с 2003 г.
Выбирайте среди 2790 путешествий
Экраноплан Лунь в Дагестане
Содержание
Экраноплан «Лунь» — популярная достопримечательность Дагестана (Photo by Sergi Brylev on Unsplash)
Некоторые технические сооружения, устройства и аппараты в силу своей уникальности становятся популярными туристическими достопримечательностями. В Атлантике спускаются на дно океана, чтобы своими глазами увидеть легендарный «Титаник». В Санкт-Петербург едут, чтобы подняться на борт крейсера «Аврора». В Дагестане точкой притяжения и популярной туристической достопримечательностью является ракетный экраноплана «Лунь», который стоит на берегу Каспийского моря. Его популярность легко объяснима, ведь «Лунь» относится к категории «самое-самое».
Где стоит экраноплан «Лунь»
В 16 километрах к юго-востоку от Дербента, в устье реки Рубас, на берегу Каспийского моря находится село Арабляр, которое входит в состав Дербентского района. Число туристов, приезжающих в село, в десятки и сотни раз превышает число его жителей. А все потому, что на окраине населенного пункта, на песчаном пляже, лежит циклопическая машина под названием экраноплан «Лунь».
Краткая история экраноплана «Лунь»
Экраноплан «Лунь»
Для чего в советское время построили экраноплан «Лунь»
Официальное название уникального объекта — ударный ракетный экраноплан «Лунь». Еще его называют «Проект 903» — это гибрид корабля и самолета. По сравнению с первым он обладал прямо-таки фантастической скоростью. В отличие от вторых, мог лететь над водой, что делало его незаметным для вражеских радаров. Экраноплан был невидим даже для авиационных комплексов радиообнаружения и наведения.
Эти качества были бесценны для борьбы как с одиночными надводными кораблями водоизмещением до 20 тысяч тонн, так и с корабельными группировками, включая транспортные конвои и десантные соединения. Экраноплан обладал способностью приблизиться незаметно и нанести сокрушительный удар. В натовской классификации он значился под именем «Utka».
Рождение «Каспийского монстра»
«Лунь» поражает своими гигантскими размерами
А началось все в 1964 году, когда в условиях строжайшей секретности приступили к реализации проекта «КМ», аббревиатуру которого западные спецлужбы ошибочно расшифровали как «Каспийский монстр». На самом деле, «КМ» означало всего лишь «Корабль-Макет», поскольку речь шла об экспериментальном образце. Работами руководил главный конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев. Поскольку это был гибрид, необычную машину собирали на двух горьковских предприятиях — судостроительном заводе «Красное Сормово» и Авиационном заводе имени Серго Орджоникидзе.
Размах крыла экраноплана составлял почти 38 метров, длина — чуть более 90 метров. Для сравнения — это размер стандартного футбольного поля. Масса равнялась 544 тонны. Чтобы поднять такую громаду, потребовались двигатели с совокупной тягой 130 тысяч кгс. Экраноплан летал на высотах в диапазоне 4-14 метров со скоростью 500 километров в час при высоте волны до трех метров. Экраноплан брал на борт до 304 тонн боеприпасов и летал без дозаправки 1500 километров. Пока в небеса не поднялся гигант Ан-225 «Мрия», «КМ» оставался самым тяжелым летательным аппаратом в мире.
Поскольку экраноплан летал над самой водой и напоминал летающую лодку, его зачислили в штат ВМФ. Однако пилотировали машину не моряки, а летчики. На воду гиганта спустили в июне 1966 года. Потребовалось больше месяца, чтобы «КМ» по Волге отбуксировали в Каспийское море, где машина должна была пройти первые испытания. Время потребовалось много, поскольку в целях секретности переходы осуществляли ночью.
В районе дагестанского Каспийска построили испытательный полигон. Первый раз десять двигателей «Каспийского монстра» запустили прямо в плавучем доке. Их тяги хватило для того, чтобы на берегу свалило ограждение, а док сорвался с якорей и понесло в открытое море. При этом двигатели запустили только на 40% от полной мощности.
Испытания продолжались почти 15 лет. В 1980 году летчик совершил ошибку, что привело к аварии. Никто не пострадал, но поднять машину в воздух не удалось. Некоторое время экраноплан еще плавал на поверхности, но потом затонул. Поднимать его не стали. Это был единственный действующий экземпляр «КМ». Проект закрыли, но он послужил основой для разработки нового советского экраноплана под названием «Лунь».
Как строили экраноплан «Лунь»
Для «парковки» экраноплана требуется площадка размером с футбольное поле
В 1983 году на горьковском заводе «Волга» приступили к созданию очередного экраноплана. Проектные работы выполняло ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева. За основу взяли компоновку и конструкцию «КМ», который уже прошел летные испытания. Получился моноплан с крылом в виде трапеции.
Претерпели изменения основные технические характеристики. По сравнению с «КМ», размеры корпуса экраноплана «Лунь» уменьшились до 73 метров. Размах крыла, напротив, увеличили до 44 метров. Масса составила 380 тонн. Максимальная скорость равнялась 500 километров в час, а дальность полета — 2 тысячам километрам. Экраноплан летал на высотах от одного до пяти метров и мог эксплуатироваться даже при шестибальном шторме.
Корпус раздели переборками на десять водонепроницаемых отсеков. Под днищем укрепили гидролыжи, чтобы садиться на воду. Экипаж в количестве десяти человек, включая ракетный расчет, размещался на трех палубах.
В носовой части на пилонах установили восемь двигателей, а на корпусе — шесть противокорабельных ракет «Москит». На носу и корме разместили авиационные пушки, служившие для обороны ракетоносца. Проблема состояла в том, что экраноплан имел очень большие размеры, был неповоротлив и в случае встречного огня во время ближнего боя становился легко уязвимым.
С другой стороны, ему не нужно было подходить близко к цели. Он мог использовать ракетное оружие на большом расстоянии, не входя в зону поражения огнем противника. Экраноплан внезапно подлетал к цели на расстоянии выстрела, выпускал ракеты и мгновенно скрывался.
Кто создатель экраноплана «Лунь»
Машина весом 380 тонн держалась в воздухе, благодаря тяге восьми двигателей
Отцом-создателем экраноплана является конструктор-кораблестроитель Ростислав Евгеньевич Алексеев. С детства он был фанатом парусного флота и не только учувствовал в яхтенных соревнованиях, но и сам строил суда, на которых потом занимал призовые места. К 14 годам он построил три лодки, в 16 — собственную яхту. Вторую яхту-швербот он назвал «Пират», поскольку она имела черные паруса. Причина была банальна — ткань дарили домохозяйки, которым он ремонтировал швейные машинки. Свою последнюю яхту Алексеев назвал «Ласточка». Помимо яхт, он прыгал с парашютом, участвовал в мотогонках, гонял на водных лыжах, летал на дельтаплане, нырял с аквалангом, пилотировал самолеты и вертолеты, занимался горнолыжным спортом.
Свою профессиональную карьеру Алексеев начал с конструирования судов на подводных крыльях. Еще в рамах дипломного проекта, будучи студентом, он разработал глиссер на подводных крыльях, послуживший прототипом для судов на воздушной подушке. Дипломная работа была воплощена в жизнь в 1943 году. Параллельно он придумал двигатель для высокоскоростных катеров, вооруженных торпедами.
После войны Ростислав Алексеев занялся проектированием пассажирских скоростных судов на подводных крыльях. Именно он является автором СПК «Ракета». Первое судно было спущено на воду в 1957 году. Оно развивало скорость 70 километров в час — огромная цифра для судов того времени. Вскоре появились «Метеор» и «Комета». Потом пошли скоростные катера «Восход», «Буревестник», «Волга». Многие суда ходят и поныне. Когда был достигнут физический предел скорости для данного типа судов, Алексеев решил применить совершенно иной принцип движения. Так появились экранопланы.
Что случилось с экранопланом «Лунь»
Экраноплан «Лунь» является уникальным, поскольку был создан в единственном экземпляре
В 1986 году первый «Лунь» отправился на испытания в Каспийск. Спустя пять лет, после завершения опытного периода, «Лунь» приступил к службе в составе 236-го дивизиона Каспийской флотилии. Всего хотели построить восемь машин такого типа. Однако планам не суждено было сбыться. Шел 1992 год. В стране наступила разруха. Финансирование проектов было заморожено.
В 1991 году приступили к строительству второго ракетного экраноплана. Поскольку помимо боевых функций, на его борту планировалось разместить спасательное оборудование и госпиталь на 500 раненых, его назвали «Спасатель». На нижегородском заводе «Красное Сормово» экраноплан собрали на 75%, но финансирование было заморожено, поэтому было решено ракетоносец превратить в гражданскую машину. Планы остались нереализованными.
Вскоре военные полностью отказались от планов создания экранопланов. Второй «Лунь» так и не появился на свет, а первый и единственный был законсервирован на каспийском заводе «Дагдизель». Предварительно с машины сняли все секретное оборудование. К счастью, не поступило приказа о его утилизации, поэтому уникальная машина сохранилась. Недавно было принято решение передать экраноплан «Лунь» в строящийся возле Дербента парк «Патриот». Машину с завода «Дагдизель» отбуксировали к поселку Арабляр и вытащили на берег, где он обрел временное пристанище.
Интересные факты
Когда начались первые испытания экраноплана «КМ», западные спецслужбы быстро подсекли со спутника. Однако долгое время они не могли понять, что это — самолет или корабль? Если самолет, почему плывет по морю? Но если корабль, как он может развивать скорость 500 километров в час?!
Операция по транспортировке экраноплана «Лунь» была очень сложной. Несколько суток ушло на то, чтобы по воде отбуксировать гиганта из Каспийска в Арабляр. Когда буксиры доставили «Лунь» в нужную точку, к работе приступили трактора. Они тянули экраноплан на берег тросами длиной 300 метров. Перед этим машину поставили на понтоны, которые надували воздухом. За день удавалось подтянуть «Лунь» к берегу всего на десять сантиметров.
Свое имя экраноплан получил в честь птицы под названием лунь. Она относится к семейству ястребиных. Хвост и крылья хищника устроены таким образом, что позволяют летать очень низко над землей, выслеживая на добычу и внезапно бросаясь на нее. Невольно напрашивается аналогия с экранопланом, который летает над самой водой, выслеживая и атакуя врага.
Помимо экранопланов-ракетоносцев «КМ» и «Лунь» велась разработка и других моделей. Проект «Т-1» предполагал создание экраноплана для ВДВ. В результате появился транспортно-десантный экранолет А-90 «Орленок». Впервые он поднялся в воздух в 1972 году, а эксплуатация завершилась в 1993 году. Особенность «Орленка» в том, что он способен в режиме экраноплана лететь низко над водой, а в случае необходимости подниматься до 3 тысяч метров. Сегодня аппарат можно увидеть в музее ВМФ в Химках.
Имя Ростислава Алексеева, создателя экраноплана, носят ЦКБ по судам на подводных крыльях и Нижегородский технический университет. В различных городах и поселках именем конструктора названы школы, скверы, улицы и площади. В городе Чкаловске действует Музей скоростей, экспозиция которого посвящена техническим разработкам Алексеева. В 2019 был снят художественный сериал «Обгоняя время», основанный на биографии Алексеева.
Как добраться до экраноплана «Лунь»
Путь к экраноплану лежит через древний Дербент
Путь к экраноплану «Лунь» лежит через Махачкалу и Дербент. В Махачкале имеется аэропорт, железнодорожная и автобусная станции. Далее нужно на автобусе доехать до Дербента и потом до поселка Арабляр, возле которого на пляже стоит экраноплан «Лунь». Расстояние от Махачкалы до объекта составляет 145 километров.
В Дербенте есть железнодорожная и автобусная станции. Из города до поселка Арабляр можно доехать на электричке (станция Авадан), маршрутке или такси. Расстояние от Дербента — 16 километров. Поездка займет 25 минут. Географические координаты экраноплана: 41.940875, 48.379311.