Походы и путешествия с 2003 г.
Выбирайте среди 2328 путешествий
Путешествие по Раджастану (разведка): описание
- Регион: Индия (все походы в этом регионе)
- Нитка:Город Дели — город Джайпур — деревня Самбар — город Аджмер — город Пушкар — город Джодхпур — город Джайсалмер — местечко Дешнок — город Мандава — город Дели
- Длина: 1800 км (на микроавтобусе)
- Сложность: опыт не обязателен
- Длительность: 14 дней (без дороги на поезде или самолете)
- Размер группы: от 4 человек до 6 человек
- Возраст: от 18 лет
- Что взять с собой
Мы поедем на микроавтобусе по городам и деревням Раджастана — самого большого штата в Индии. Посмотрим важные для многих религий места паломничеств, десятки старинных дворцов, диковинные природные локации и жемчужины архитектуры и искусства. Но также мы обязательно увидим не самую туристическую Индию, без прикрас и фальши. Нам откроется быт в самых разных местах красочной страны, мы познакомимся с жизнью местных людей в простых деревнях и городках. Понаблюдаем за разнообразием местных животных: священных коров, наглых обезьян, своенравных верблюдов и огромных буйволов с кручёными рогами, услышим разноголосых птиц и даже полюбуемся на фламинго.
Наш маршрут распланирован так, чтобы проезжать на машине в день 200–300 км, это 5–7 часов дороги без учёта остановок для фотосъёмок и дегустации местной кухни. В знаковых местах, сохранивших многовековую историю в достопримечательностях, например, в Джайпуре, Джайсалмере мы останавливаемся на две ночи, а вечером знакомимся с городом и присматриваем точки для утренней съёмки. В таком ритме мы сможем насладиться контрастами, ощутить особенности каждого города и отснять понравившиеся локации на закате или восходе. Когда переезды по маршруту по 100–200 км в день, мы ночуем на одном месте только 1 ночь, чтобы успеть увидеть всё лучшее на нашем пути.
Конечно, мы побываем в форте Амбер, сходим на разрушенные стены этого форта на восходе или закате, посетим также форт Мехрангарх в Джобпуре. Просто посещение таких популярных точек — не главное в этом туре, как и информация типа года постройки таким-то архитектором того или иного форта, а также списка проживающих в нём махараджей со времён возведения. Но наш опытный инструктор расскажет про жизнь в Индии, про то, как наладить контакт с местными жителями, чтобы их снимать. В целом в штате люди добродушные и с удовольствием соглашаются на общение, а молодёжь, бывает, знает английский, но даже те, кто не говорит, вполне открыты.
В целом то, какая у вас будет съёмка, зависит только от вас, а мы создадим подходящие для вашей реализации условия, взяв организационные задачи на себя. Мы считаем, что каждый фотограф — это прежде всего свободный автор, путешествующий творец, потому мы не будем везде ходить одной большой группой. Мы будем приходить на новое место, ставить точку встречи на карте, а затем гулять в округе в комфортном ритме и находить свои уникальные ракурсы. Оптимально также гулять по 2–3 человека. В таком количестве никто не мешает друг другу, не скучно узнавать город и вполне безопасно погружаться в новую среду. На вашем навигаторе за одну такую прогулку по городу вполне может появиться 10–15 км.
Погода. Зимой в Раджастане прохладно, днём может быть +10-20 °C. Ночью температура воздуха опускается до 0 °C. Для индийцев это очень холодно, поэтому они ночами на улицах жгут костры и греются. И ещё они одевают своих собак и коз в свитера, чтобы тем тоже было тепло. Также зима – время туманов в Индии, бывает такой сильный и плотный туман, что даже поезда не ходят. Ну а для фотографа такое обстоятельство — хороший знак, появляется некая атмосфера, воздушность, в кадре появляется настроение.
Условия и комфорт. Живём в простых отелях и хостелах, личный спальник и плед будут очень полезны в это время года. Передвигаемся на нашем микроавтобусе с водителем индусом в течении всего маршрута.
Питание, вода. Еда в Индии вкусная, но пряная и острая. Есть мы будем в местных и частично туристических кафе. По сути, это одно и то же: те же индийцы готовят тот же самый дал и чапати, традиционные лепёшки. Отличие в том, что уличная еда для местных не предполагает места, где это можно съесть, столов и стульев там нет, поэтому там едят стоя. Ещё в индиийских религиозных и кулинарных традициях повторно не разогревают еду, будем лакомиться свежеприготовленной пищей.
Виза и документы. Для посещения Индии необходимо заранее оформить визу!
Особенности маршрута. Между городами мы перемещаемся на комфортном микроавтобусе. Движение по дорогам в Индии небыстрое, в среднем 30–40 км в час. Есть хорошие платные дороги, а есть выезды из больших городов, где всегда пробка. Вообще, движение в Индии, на первый взгляд, хаотичное, каждый едет, куда ему надо, неважно, встречная полоса или нет, на осле ты или на грузовике. Если индийцу куда-то надо повернуть – он повернёт, хоть со второго ряда дороги. Из-за этого движение по дорогам очень не быстрое. При этом нет аварий, так как местные с детства привыкают к такому. Нас сопровождает опытный водитель, так что всё будет хорошо!
На что снимать решать вам: современный телефон, плёночная или цифровая камеры, или даже видеокамера. В зависимости от задач и новых идей, возникших в творческой группе, всё пригодится. Наш тур подходит для тех, кто прежде всего снимает или хочет научиться творить в стиле стрит, тревел, арт. Не стоит ожидать, что здесь будут впечатляющие масштабами и красотой пейзажи, хотя парочка подобных локаций для пейзажной фотографии всё же встретится нам на пути. Также будут озёра с птицами: в Индии зимуют пеликаны и другие пернатые, вдоль дорог встречаются дикие антилопы и верблюды.
Итак, если любите снимать стрит и трэвел — берите цифровой фотоаппарат, зеркальный или беззеркальный с объективом 24–70 мм. Хотите ловить в кадр птичек и не подходить к людям близко — для съёмки подойдёт телеобъектив, например, 70-200 мм. Если совсем крупно фотографировать, то объектив 300 мм будет очень кстати. Хотите снимать арт, то из съёмочной техники годится всё, это же арт! Плёночный фотоаппарат брать стоит тем, кто точно знает, что хочет получить на выходе. Поэтому, если вы до этого не снимали на плёнку и незнакомы с её спецификой, рекомендуем в этот фототур взять дополнительно ещё один фотоаппарат, например, цифровой, а аналоговый оставить вторым вариантом.
Что ещё пригодится?
- Удобный кофр, где будет лежать один фотоаппарат. Можно обходиться без кофра и носить технику на шее. Объективы, зарядки, линзы лучше хранить отдельно, например, в фоторюкзаке. И ещё важно, чтобы кофр и рюкзак можно было закрыть на замок. Пусть ваш потёртый и неприметный рюкзак с крепкими застёжками выдаёт опытного путешественника со стажем. Защита от дождя тоже важная деталь, хотя зимой дождей почти не бывает, но всё же лучше её иметь.
- Удлинитель, так как в номерах, как правило, одна розетка и в самом неудобном месте.
- Запасные аккумуляторы, флеш-карты, фильтры.
- Ноутбук может быть полезен. Хотя можно обходиться телефоном. У нас не будет долгих вечерних разборов фотографий за ноутбуком или проектором. Вместо этого мы создадим мобильный чат и будем там обмениваться тем, что мы сняли днём. Это удобно, так как каждый может посмотреть в удобное для себя время работы других и получить обратную связь.
В целом Индия — достаточно безопасная страна, при соблюдении определённых правил. Раджастан консервативный штат, там много мусульман. Потому мужчины носят штаны и рубашку с длинным рукавом, а женщины дополнительно покрывают голову платком. Можно этого не делать, в туристических местах туристы ходят, как им нравится, но в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Потому лучше соблюдать правила, которые приняты у индийцев. Когда вы одеты согласно традициям, не вызывающе, местные жители относятся с уважением, вы хороший гость, уважающий традиции. Это способствует налаживанию контактов с местными, а значит, и хорошим кадрам!
В Индии, бывает, воруют. Потому тренируем бдительность, а деньги и документы всегда носим на себе, не расплачиваемся карточкой в сомнительных местах. Прежде чем купить или заказать что-то, спрашивайте цену и удостоверьтесь, что вы поняли друг друга правильно. Фоторюкзак закрываем на замок всегда, когда не используем. На телефоне у всей группы должна быть установлена программа maps.me и скачана карта нашего региона, не забывайте ставить точки отеля и место парковки нашего микроавтобуса.
Соблюдайте эти нехитрые правила и всё будет хорошо!
Программа по дням
1 день
Дели
Встреча группы в аэропорту города Дели, столицы Индии. Трансфер в отель. Обедаем в кафе, где знакомимся друг с другом, обсуждаем задачи и пожелания, настраиваемся на совместное творчество. Можно рассказать о своём творческом пути в фотографии, об интересующих темах или поделиться задумкой будущей фотовыставки по мотивам поездки.
Дели большой шумный город с кучей тук-туков, нищих, продавцов, гудящих машин и прочей индийской экзотикой для иностранца. Наша цель в Дели – поменять деньги, здесь самый выгодный курс, приобрести местную сим-карту с интернетом и выспаться с дороги, чтобы войти в ритм похода и адаптироваться к климату. Поэтому мы не будем тратить время на посещение храмов в Дели. Вечером идём на Yamuna ghat снимать чаёк и жизнь города в ярких огнях вывесок, уличных забегаловок и религиозных празднеств.
Гхат — это каменное ступенчатое сооружение, служащее для ритуального омовения индуистов и/или как место кремации. Гхаты постепенно строились и перестраивались в течение нескольких тысяч лет и располагаются на берегах всех священных рек Индии. Река в Индии — место к которому стекается всё живое. Люди моются, стираются, тут же берут воду для готовки. В таких местах много сюжетов для съёмки. С ноября по февраль тут зимуют перелётные чайки. Можно всем вместе взять лодку и покататься по реке, чтобы оценить атмосферу с нового ракурса.
2 день
Дели — Джайпур
Ранний подъём, сегодня у нас переезд в Джайпур. Утром пьём чай, завтракаем в дороге. Выезд из города небыстрый. На границе города увидим палаточные городки, здесь живут люди, приехавшие на заработки в столицу. Так как в Индии тепло, то дома строятся из палок и тряпок. А ещё у индийцев принято на заработки ездить всей семьёй, то есть если муж едет работать на стройку, он везёт всю свою семью с собой. Строят временный дом, где и живут. Женщины попрошайничают, дети ничего не делают, так как в школу без прописки их не берут. В Индии до сих пор есть неграмотные люди, и их достаточно много.
Приезжаем в деревеньку Amer, неподалёку от Джайпура, где заселяемся в гостиницу на 2 ночи. Вечером гуляем по настоящей деревне без большого количества туристов. Сходим на часть дикой крепости Амбер, у подножия которой иногда встречаются дикие павлины. Стены крепости разрушены, ступени большие и не равномерные: так специально строили, чтобы неприятелю было сложней забраться. Прогулка будет до темноты, нужны кроссовки и фонарик.
Ужинаем в местном кафе, продолжаем распознавать в меню новые вкусы и сочетания, запоминаем названия, чтобы в конце поездки составить свой личный список самых вкусных заведений!
240 км на машине
3 день
Встаём до восхода солнца и идём встречать рассвет на дикую часть стены, на которой мы вчера не были. С неё открывается вид на форт Амбер, который когда-то был столицей штата Джайпур. Сейчас же мы увидим великолепный дворец-крепость медового цвета, яркий образец раджпутской архитектуры. Утром он особенно хорош! По ступенькам спускаемся к форту, 2–3 часа потратим на осмотр форта внутри. Пешком пройдём за это время 5–8 км вниз и вверх попеременно.
Теперь садимся в машину и едем в Джайпур, где пообедаем в кафе. После тихого форта Амбер тут настоящий ад! Всё куда-то едет, бибикает, поэтому город посмотрим из окна машины. На выезде из Джайпура остановимся у озера Ман Сагар. Тут есть небольшая набережная, где можно погулять. На самом озере есть дворец Джал-Махал, который был построен Мадхо Сингхом I в середине XVIII века. Изначально он располагался на суше и был задуман как архитектурный комплекс, предназначенный для летнего отдыха правителей Индии. Но когда в Индии началась страшная засуха, грозившая людям голодной смертью, правитель решил установить плотину, перегородив таким образом долину, где располагался Джал-Махал. Со временем образовавшаяся котловина наполнилась водой, которую люди стали использовать для орошения полей. Голод отступил, жители были спасены, а первые этажи здания навечно погрузилось в водную гладь. Поэтому сейчас нет зазора между дворцом и поверхностью воды, а также дорог, ведущих к дворцу.
Вечером свободное время, чтобы отдохнуть или погулять самостоятельно по деревне, где мы живём.
4 день
Джайпур — деревня Самбар
Утром идём кормить мартышек бананами. В стенах крепости есть местечко, где местные прикормили мартышек и они охотно берут бананы из рук. Лангуры в Индии считаются священными, живут при храмах, их индийцы не обижают. А своё название произошло от слова, которое на хинди обозначает «длинный хвост» или «длиннохвостый». Действительно, хвосты у них длиннющие.
Переезд в деревню рядом с озером Самбах. Заселение в отель на 1 ночь. Это не туристическое место, деревня живёт за счёт добычи соли. Во второй половине дня будет время для самостоятельного изучения деревни, также съездим посмотрим локации для съёмки на завтра, на само озеро, где добывают соль. Через озеро проходит старая узкоколейная железная дорога, оставшиеся от британцев. Ей до сих пор временами пользуются.
90 км на машине
5 день
Деревня Самбар — Аджмер
Утром съёмка на озере Самбар. С самого рассвета тут появляются рабочие, пока не стало адски жарко и можно работать, они работают. Особенность озера в том, что восемь месяцев в году оно солёное, а четыре — нет, так как опресняется из-за беспрерывных муссонных дождей. Ежегодно на озере добывается до 200 тонн соли. Солончаки озёра Самбар являются самыми крупными в Индии. В сезон отсюда на переработку уходит три доверху гружёных поезда в день. Это примерно 10 000 тонн соли. И полностью ручной труд. Это тяжёлый малооплачиваемый труд.
Днём переезд до Аджмера, места паломничества мусульман со всей Индии. В Аджмере похоронен святой Суфи Хаваджа Муин-уд-Дин Чишти, основатель индийского ордена суфизма Чишти – мистического течения в исламе. Аджмер также является важнейшим религиозным центром джайнов – здесь находится знаменитый Золотой храм.
Заселяемся в отель на 2 ночи. Вечером идём на озеро Ана Сагар, где зимуют пеликаны.
100 км на машине
6 день
По легенде, Брахма уронил на землю лотос, и образовалось священное озеро, на берегу которого и был основан город Пушкар. Сами индуисты не знают точного возраста Пушкара, поэтому они с уверенностью говорят, что город основал Брахма.
Город Пушкар — священное место для индуистов всего мира. Кроме храма Брахмы здесь построены ещё 400 храмов, окрашенных в нежно-голубой цвет, и есть 52 гхата. В водах озёра Пушкар паломники совершают омовение. К священному озеру можно пройти только без обуви, но это как и везде в Индии в священных местах. Обувь в руках носить нельзя, нужно или складывать всё в рюкзак или на входе оставлять.
Это очень интересное место для съёмки. Люди совершают религиозное омовение в воде священного озера, тут же бродят священные коровы. Женщины продают пучки травы для коров. Индийцы верят: покормил корову — очистил карму.
Рядом с городом несколько холмов и гор, на одну из них мы заберёмся на закате. Вечером возвращаемся в наш отель на машине.
7 день
Аджмер — Джодхпур
Утром заедем на озеро к пеликанам ещё раз. Потом длинный переезд, по дороге остановимся на обед. Проезжаем городки и деревеньки, делаем остановки для отдыха и фотосъёмок.
Во второй половине дня приезжаем в Джодхпур, старинный и очень красивый город в Индии, в нём переплелись запутанные средневековые улицы, которые, кажется, никогда не выводят туда, куда хочешь попасть. Они пахнут ладаном, розами и канализацией, здесь расположены магазины и базары, где продаётся всё, от труб и храмовых украшений до табака и сари. Традиционно голубой цвет обозначал дом брахмана, но те, кто не являются брахманами, по закону тоже должны красить дома в голубой. Этот оттенок излучает непостижимый свет и способен отгонять насекомых, как полагают местные жители.
Заселяемся в отель на 2 ночи. Вечером гуляем по городу, а за вкусным ужином делимся впечатлениями, находками или наблюдениями, ведь мы уже целую неделю путешествуем по ароматной и непостижимой Индии.
250 км на машине
8 день
Форт Мехрангарх, синий город
Ранний подъём, идём гулять по синему городу, пока нет толп людей. Отдыхаем у городских ворот, где делают самый вкусный ласси в Раджастане. Потом идём в форт Мехрангарх, один из самых великолепных и внушительных фортов в Индии, эта крепость вздымается перпендикулярно скале, которая сама возвышается над Джодхпуром на 120 м. Высота зубчатой стены от 6 до 36 м, а в качестве строительного материала использовалась каменная порода, на которой стоит форт; поэтому крепость сливается со своим основанием.
Вечером свободное время.
9 день
Джодхпур — Джайсалмер
Длинный переезд, который займёт весь день. По дороге делаем остановки. Проезжаем маленькие домики с крышами из соломы, женщин, которые несут воду на голове. Вдоль маршрута пасутся коровы, козы, стада овец. Но чем ближе Джайсалмер, тем более безжизненный становится вид. Это пустыня. Сама по себе пустыня каменистая, а песчаные дюны это исключение. Если видим что-то интересное из машины – обязательно останавливаемся для фотографии. А под вечер приезжаем в Джайсалмер, он находится на границе с Пакистаном, на жёлтом песчаниковом хребте на западе пустыни Тар.
До конца XIX века Джайсалмер лежал на одном из наиболее преуспевающих торговых маршрутов Азии, соединяя Китай, Тибет и долины Ганга с портами Гуджарата и Синдха. Но появление железных дорог ознаменовало закат его славы как торгового центра. Над городом возвышается форт с прекрасным дворцом и несколькими изящными храмами. Большая часть населения – потомки первых жителей города, ведь чем ближе история, оживающая в лицах, тем интереснее вглядываться в людей на пути.
Заселение в отель на 2 ночи. Вечером свободное время.
300 км на машине
10 день
Джайсалмерская крепость захватывающее зрелище: массивный замок из песка, вырастающий из песчаной равнины, он как мираж из ушедшей эпохи. Основан форт был в 1156 году предводителем раджпутов Равалом Джайсалом после того, как они поселились здесь. Форт находится на холме Трикута (трёхпиковый) в центре Джайсалмера. Сам форт состоит из пяти соединённых друг с другом дворцов, включая Радж-Махал (Царский дворец) и Бадал-Махал (Дворец облака), а также три храма, сооружённых с XII по XV век, индуистский храм и множество изящных особняков. Массивные стены из песчаника и 99 невысоких крепких башен возвышаются над городом на 300 метров. Днём они кажутся коричневато-рыжими, однако, когда садится солнце, стены волшебным образом приобретают золотистый медовый оттенок.
Форт основательно защищён двойным рядом бастионов и пронизанный сетью узких улиц и дорожек, где расположились лавки, увешанные яркими вышивками и сам королевский дворец. Под бастионами среди снующих детей и торговцев прогуляемся и отыщем великолепные хавели, полностью высеченные из того же золотого песчаника, что и крепость; отсюда и название Джайсалмера — «Золотой город».
Утром идём в крепость. В ней до сих пор живут люди, как и много веков назад. Осматриваем крепость и отправляемся в пустыню за верблюдами и дюнами. Мы будем ездить по маленьким деревням, постараемся найти такую, где нет туристов.
Вечером возвращение в отель.
11 день
Джайсалмер — Дешнок
Утром идём на красивое озеро в Джайсалмере. Днём переезд через пустыню. По пути будет озеро, куда на зимовку прилетают птицы. В остальном вокруг всё та же без жизненная пустыня с одинокими кустами и верблюдами и местами встречается жильё. Делаем остановки для съёмки по дороге.
Дешнок — это место, где есть единственный в мире Храм крыс, за этим мы сюда и едем.
Заселение в отель на 1 ночь и дальше свободное время.
320 км на машине
12 день
Дешнок — Мандава
Утром идём в Храм крыс Карни Мата. По одной из легенд в этих местах когда-то жила богиня Карни Мата. В Дешноке в 1463 году, пытаясь напиться из пруда, утонул её пасынок Лакхан. Согласно легенде, мать Карни просила бога Яму воскресить мальчика, но тот отказал. Тогда святая провозгласила, что мальчик и все мужчины её касты никогда не будут попадать к Яме, а после смерти принимать временные тела крыс. В следующем рождении они должны рождаться людьми. Позже в Дешноке был построен храм.
По другой легенде в XV веке ужасная лихорадка истребила всех детей. Родители обратились к Карни Мата с просьбой оживить ребятишек. Богиня согласилась, но условия сделки оказались очень жестокими: дети перевоплотятся в грызунов. Погоревав, родители согласились. Все служители храма это жители Дешнока. Крысы для них не просто священные животные, а ещё и близкие родственники. Согласно традиции, после смерти человек, служивший Дурге, если он не получает окончательного освобождения из круга рождений и смертей, рождается вновь в облике храмовой крысы.
Днём переезд. Опять дорога, и мы наблюдаем, как люди у дороги живут и решают свои задачи. Мы часто будем видеть по пути женщин и детей, делающих лепёшки из навоза. Это то, чем топят и на чём готовят в небогатых кварталах Индии, аналог нашего угля. Зима – время заготавливать навоз. Его собирают, размачивают в тазах с водой, потом делают лепёшки и сушат их, а из лепёшек делают кубы, обмазывают сверху навозом, чтобы сохранить топливо в сезон дождей.
Впечатляют индийцы, едущие впятером на одном мотоцикле или автобус, где гроздьями с крыши свисают люди. Это Индия. Если нет места, но надо уехать, то все потеснятся и поедут дальше.
По дороге делаем остановки на отдых и фотографию.
Мандава знаменит своими хавели — особняками, где раньше жили богатые жители. А сейчас эти особняки превратили либо в музеи, либо в них живут простые люди. Городок сам по себе маленький и тихий, нетипичный для Индии.
Здесь мы остановимся на 1 ночь, вечером гуляем по красивому городу.
230 км на машине
13 день
Мандава — Дели
Выезжаем пораньше, чтобы в Дели приехать не поздно.
По дороге ближе к Дели увидим производство кирпича. Кирпич делают вручную: сначала ногами месят глину, из неё делают кирпичи, из которых складывают пирамиду, прокладывая каждый слой щепками. Когда пирамида готова, её поджигают. Когда всё прогорит и остынет, кирпич готов! Остаётся продать. Люди, которые там работают, там же и живут в хибарах со своими семьями, как везде в Индии.
Заселение в отель 1 ночь, свободное время для покупки сувениров. Завершающий ужин с группой.
260 км на машине
14 день
Отъезд домой, самолёт около 05:00.
Ближайшие активные туры
Сроки без дороги | Кто ведёт | Количество мест | Цена | Заявка |
---|---|---|---|---|
Сроки пока не опубликованы на сайте, вскоре они появятся! Отправьте заявку прямо сейчас, чтобы первым узнать об этом. |
- микроавтобус с местным водителем
- два русскоговорящих гида
- все трансферы по программе
- проживание в гостиницах в течении фототура
- все входные билеты по программе
- фрукты на перекус
- аптечка
- авиабилеты до Дели
- питание в кафе, обед и ужин
- сувениры
- страховка
- виза в Индию
- 1 500 ₽ по Клубной карте
- Другие скидки
Как добраться
- Туда
Рекомендуемый рейс Аэрофлота Рейс SU‑232
- Обратно
Рекомендуемый рейс Аэрофлот Рейс SU‑233