Походы и путешествия с 2003 г.
Выбирайте среди 2328 путешествий
Сплав по реке Пшеха [Кавказ]: описание
- Регион: Кавказ (все походы в этом регионе)
- Нитка:Город Краснодар — станица Черниговская — Апшеронская УЖД — посёлок Отдаленный (Шпалорез) — река Пшехашка — река Пшеха — посёлок Тубы — гора Собор-скала — порог Верхние Волчьи Ворота — порог Нижние Волчьи Ворота — станица Самурская — Гуамское ушелье — посёлок Мезмай — город Краснодар
- Длина: 45 км + 30км (на байдарках/катамаранах + пешком)
- Сложность: сложный, средняя сложность, участникам с опытом
- Длительность: 7 дней (без дороги на поезде или самолете)
- Размер группы: от 6 человек до 16 человек
- Возраст: можно с детьми
дети от 16 лет в сопровождении взрослых - Что взять с собой
Река Пшеха берёт начало со склонов горы Фишт и юго-западных склонов горы Пшехо-су. Впадает в реку Белую (приток реки Кубань) ниже станицы Белореченской. Длина реки более 160 км, она многоводна (ширина до 50 м), течение быстрое (уклон 9,5 м/км в верховьях и 3,4 м/км в месте окончания сплава). Питание реки смешанное ледниково-дождевое, вода холодная! Долины рек в верховьях достаточно узкие, поэтому небольшие дождевые паводки заканчиваются быстро (в течение одного дня).
Верховья Пшехи покрыты дремучими лесами: бук до полутора метров в диаметре, пихта высотой до 20–25 м, а порой более; также присутствуют ясень, граб, клён, дуб, каштан, орех и даже тис. Плодовые деревья и кустарники — от алычи до груши, и, конечно, вездесущая ежевика. В лесах обитает множество диких зверей (медведей, кабанов, оленей и т. п.). Вода Пшехи отличается чистотой и прозрачностью, в верховьях водятся форели.
Особенности маршрута. Сплав проходит на 2-местных надувных байдарках «Ватерфлай» и двухместных катамаранах. Опыт сплава по рекам 2–3 к. с. весьма желателен, поскольку препятствия на маршруте начинаются сразу и времени на обучение азам не будет.
Маршрут проходит по северо-западной части Кавказа. Характерной особенностью данной местности является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками и башнями вершин, покрытых снегом. В мае здесь уже достаточно тепло, днём +20…25, но ночью ещё могут быть заморозки.
Начало мая — самое подходящее время для того, чтобы в полной мере ощутить силу и мощь горных рек. Пшеха давно известна водникам как интереснейший объект водного туризма благодаря многочисленным шиверам, перекатам, сливам, прижимам, порогам 2-й, 3-й и 4-й категорий сложности. Изюминка этого маршрута — каньон Нижние Волчьи ворота с элементами 3–4 категории сложности.
Сложные препятствия на маршруте предварительно просматриваем с берега, обсуждаем технику прохождения, выставляем страховку. Простые идём ходом с взаимостраховкой.
Вдоль верхней части маршрута проходит УЖД, ниже Черниговской вдоль реки идёт дорога, поэтому при необходимости аварийный сход возможен в любой точке маршрута.
Условия и комфорт. Живём в палатках по 3–4 человека (если вам нужна 2-местная палатка, предупредите координатора заранее).
Питание, вода. Еду готовим на костре, разделившись на группы дежурных по 2–3 человека, с помощью инструкторов.
Распорядок дня. Примерный распорядок дня в походе: подъём в 08:00–09:00, завтрак (молочная каша + бутерброды), к 11:00 стараемся снять лагерь, упаковаться и выйти на воду. В 14:00 останавливаемся на обед (горячий суп + бутерброды). Во время пеших прогулок берём с собой перекус. На стоянку встаём не позже 19:00, в 21:00 ужин (гарнир с тушёнкой + овощной салат). Темнеет в этих местах рано (около 20:00), с собой обязательно берите фонарики.
Программа по дням
День 1
Встречаемся с инструкторами на вокзале Краснодара, грузимся в микроавтобус и отправляемся в станицу Черниговская (2-2,5 часа пути).
Дальше нас ждёт Апшеронская узкоколейная железная дорога — последняя сохранившаяся в стране «горная» лесовозная УЖД, построенная зеками ЮГЛАГа в 30-е годы прошлого столетия.
Стальная нить железной дороги вьётся по долине реки Пшеха, горы становятся всё выше и подступают всё ближе. Справа от линии встречаются водопады. Одно из наиболее впечатляющих мест — Волчьи Ворота (самое узкое место ущелья, в котором для железной дороги с трудом нашлось место между двумя скалами). В 1943 году здесь были остановлены рвавшиеся на юг немецкие войска. С обеих сторон от железной дороги теперь возвышаются памятники.
Потом вновь становится немного просторнее. Появляются признаки жизни: вдоль железной дороги стоят посёлки. Когда-то здесь жили лесозаготовители, сейчас в основном пенсионеры и дачники.
Иногда скалы подступают вплотную к рельсам, а внизу — пропасть; иногда появляются широкие межгорные долины. В одной из них и расположился Шпалорез — самый дальний посёлок и конечная станция Апшеронской УЖД. В нескольких километрах от посёлка мы и обустроим наш лагерь. Снаряжение до лагеря отправим с машиной, а сами прогуляемся пешком.
Ставим лагерь на берегу реки, готовим обед и при желании и возможности покатаемся на пороге. Местоположение лагеря будет зависеть от состояния дороги выше посёлка Шпалорез.
День 2
Сплав 10 км. На этом участке реки сложно выделить отдельные препятствия — они носят непрерывный характер, и их сложность не превышает 3 к. с. Оттачиваем мастерство под руководством инструкторов и наслаждаемся горным «аквапарком». На стоянку встанем недалеко от посёлка Верхние Тубы.
С высокого берега во всей красе виден хребет Черногорье (1753 м) – местные жители называют его Спящий Черкес: природа создала в камне огромный профиль лежащего черкеса.
День 3
Сегодня отдыхаем от вёсел — по плану пешая прогулка в горы. Идём налегке. Желающие остаются в лагере, остальные совершают подъём к горе Собор-Скала (названа так за сходство с готическим собором). Из-под скалы вытекает родник, считающийся у адыгов священным, в районе родника имеются адыгские курганные могильники средневекового периода.
От Собор-Скалы открывается великолепная панорама на хребет Черногорье 1753 м (Спящий Черкес), плато Лагонаки (горы Мессо 2066 м, Туба 2062 м, Пшехо-Су 2743 м), горы Сахарная голова (1390 м), Чатал-Тапа (902 м), Чамул-Тапа (859 м), Порсух-Дах (982 м) и Шесси (1839 м) – высшая точка Апшеронского района.
День 4
Отдохнув и нагулявшись по окрестностям, продолжаем наш сплав (15 км).
Речка всё так же динамична — шиверы чередуются с перекатами и прижимами, течение быстрое. Впереди у нас самый технически сложный и интересный водный участок маршрута. Первым нам встретится каньон Верхние Волчьи ворота (2 к. с.), а ближе к вечеру остановимся перед каньоном Нижние Волчьи Ворота (3–4 к. с.) – его можно определить по смыкающимся у реки горным хребтам. По обоим берегам реки высятся голые светло-серые скалы, резко выделяющиеся на фоне лесистых склонов. Собственно каньон образуют скалы, поднимающиеся над рекой на 40–50 м, но далее вверх по склонам они продолжают тянуться в виде острых зазубренных гребней до высот 700–800 м. Это ущелье объявлено памятником природы местного значения.
Ущелье интересно и в историко-мемориальном отношении. На входе и выходе из Волчьих Ворот установлены памятники в честь героев, павших в Великой Отечественной войне.
День 5
Сегодня днёвка. Катаемся в пороге Нижние Волчьи Ворота 3–4 к. с., предварительно просмотрев и организовав страховку под руководством инструкторов. Порог состоит из пяти ступеней разной степени сложности.
Гуляем по окрестностям. Вечером делаем туристическую баню.
День 6
Завершающий день сплава (20 км). Горы потихоньку расступаются, и река выходит в предгорье. По берегам раскинулись пастбища и населённые пункты, периодически река пересекается мостами. Тут течение спокойнее, порогов почти нет, зато мелкие шиверы присутствуют в изобилии. Проходим станицу Черниговская и около станицы Самурская выбираем место для завершающей стоянки на правом берегу. Здесь сушим и собираем суда.
День 7
Завтракаем и собираем вещи. Сегодня отправимся в знаменитое Гуамское ущелье. Это уникальнейший памятник природы с живописными каньонами, водопадами, гротами, пещерами и причудливыми скальными образованиями. В ущелье восстановлена узкоколейная железная дорога, проложенная ещё в 1930-е годы. Узкоколейка протяжённостью 8 км связывала Гуамку с посёлком Мезмай. На экскурсионном поезде отправляемся в центр Гуамского ущелья и пару часов гуляем, наслаждаясь его красотой.
По возвращении грузимся в микроавтобус и отправляемся в Краснодар — на вокзале будем не позднее 18:00.
Ближайшие походы
Сроки без дороги | Кто ведёт | Количество мест | Цена | Заявка |
---|---|---|---|---|
апрель 2025 | ||||
27.04 - 03.05.2025 7 дней, вс–сб | ||||
май 2025 | ||||
05.05 - 11.05.2025 7 дней, пн–вс |
- 3-разовое питание на маршруте
- прокат общегруппового снаряжения (включая палатки)
- прокат байдарок, спасжилетов, гермомешков
- инструктор (опытный путешественник)
- автотранспортные переезды
- групповая аптечка
- ж/д билеты
- питание в поезде
- прокат личного снаряжения (спальник, пенка-коврик)
- карманные расходы
- 1 500 ₽ по Клубной карте
- Скидка за раннее бронирование
- Другие скидки
Как добраться
- Туда
Встречаемся с инструкторами на вокзале Краснодара в 10:00.
- Обратно
Отправление из Краснодара после 18:00.
Отзывы участников
смотреть все отзывы (24)- 29.05.2024читать полностью
Давно хотела побывать на Пшехе, причем меня интересовал как сплав, так и радиалки по окрестностям. Река полностью оправдала и даже местами превзошла ожидания (первый день сплава был особенно хорош, просто...
- 19.05.2024читать полностью
Это был наш первый сплав по горной реке. До этого несколько раз сплавлялись по весенним и летним рекам Карелии. Впечатления просто супер! Великолепные виды, теплая погода, уровень воды был средний,...
- 19.05.2024читать полностью
https://youtu.be/yyZ0aQ6nI8c?si=KBkeLpeSwh5tC79j