Походы и путешествия с 2003 г.
Выбирайте среди 2333 путешествий
Сплав по рекам Чирка-Кемь и Кемь: описание
- Регион: Карелия (все походы в этом регионе)
- Нитка:Урочище Андронова Гора — порог Хаудо (2 к. с.) — порог Тахко-Падун (3 к. с.) — порог Кильбо — порог Никут (2 к. с.) — порог Ракконен (2-3 к. с.) — посёлок Боровое
- Длина: 120 км (на катамаранах)
- Сложность: легкий, опыт не обязателен
- Длительность: 7 дней (без дороги на поезде или самолете)
- Размер группы: от 6 человек до 21 человека
- Возраст: можно с детьми
дети от 12 лет в сопровождении взрослых - Что взять с собой
Река Чирко-Кемь впадает в озеро Юшкоярви, после которого начинается река Кемь, около деревни Юшкозеро. Также в Юшкоярви впадает река Пизьма и сток из большого озера Нижнее Куйто, которое собирает в себя множество карельских рек включая Писту. Кемь — самая полноводная река Карелии. По реке когда-то проходил лесосплав, что отразилось наличием порогов, образованных ряжевыми стенками.
Особенности маршрута. Сплав происходит на шести- и четырёхместных спортивных катамаранах. На каждом шестиместном катамаране работает инструктор, который управляет катамараном и обучает команду необходимым навыкам по ходу сплава, поэтому в сплаве могут принять участие люди без походного опыта. Четырёхместный катамаран предназначен для более опытных участников. С группой идут как минимум 2 инструктора. Плёсы (участок реки без течения) группа пройдёт под мотором!
Флора и фауна. Реку окружают сосновые леса и клюквенно-морошковые болота. В конце июня — начале июля начинается сезон морошки. Черника и грибы, в основном подосиновики, начинаются в июле. В конце августе начинает созревать брусника.
Рыбалка. Хорошая рыбалка начинается во второй части маршрута после деревни Боровое. В основном ловятся щука и окунь. У порогов есть хариус.
Погода. Погода в Карелии мало чем отличается от погоды в Санкт-Петербурге и Москве. Бывает разная, в июле и августе, в среднем стоит сухая жаркая погода с температурой +20...30 °C. Нужно быть готовым к тому, что дождь в Карелии может идти несколько дней. Температура в таком случае понижается до +10...15 °C, вода в реке тоже становится холодной. Берите много тёплой одежды!
Комары и мошки присутствуют, но их обычно немного, число их зависит от погоды и времени года. Клещей и ядовитых змей на маршруте нет.
Связь. На маршруте работает связь: Мегафон и МТС ловят на большей части пути, но также есть зоны без связи. Другие операторы ловят хуже.
Программа по дням
ДЕНЬ 1
Участники прибывают на станцию Надвоицы вечером. Инструктор будет ждать на ж/д вокзале в 22:50. Можно приехать заранее, в Надвоицах есть гостиница и охраняемая автомобильная стоянка. Дорога на поезде занимает из Питера 13 часов, из Москвы 21 час.
Решаем организационные вопросы, досдаем деньги, расписываемся за инструктаж по технике безопасности. ВАЖНОЕ — прямо на станции в здании вокзала перепаковываем личные вещи в клубные гермоупаковки объёмом 80 л. Ваши рюкзаки, сумки, чемоданы с нами не поедут, их привезут водители в последний день похода на антистапель.
Загружаемся в машины и едем к месту нашего старта около урочища Андронова Гора. Трансфер до реки занимает примерно 2,5-3 часа на микроавтобусе. В дороге будет небольшой перекус батончики/фрукты. Приезжаем на место старта, разгружаем вещи, ставим палатки и ложимся досыпать.
ДЕНЬ 2
Встаём все вместе рано утром, сегодня у нас насыщенный день. Готовим завтрак, кушаем, знакомимся, собираем катамараны, упаковываем продукты в бочки. Для каждого в это утро найдётся дело.
Разбиваемся на экипажи. Инструкторы проведут инструктаж по технике безопасности и расскажут о маршруте, также выдадут личное снаряжение для сплава: спас-жилет, каску и весло. Инструкторы сначала расскажут, как держать весло и грести, а потом покажут на воде все приёмы управления катамараном. Мы должны стать дружной слаженной командой, сплав на катамаране — занятие командное.
Путь начинается от моста через Чирку-Кемь около Андроновой горы. Сегодня несложный тренировочный день: сначала идём по спокойной реке и немного по озеру, учимся грести и слаженно работать. После озера Челгозеро река Чирка-Кемь достаточно широка, берега заболочены. Через полчасика гребли проходим железнодорожный мост, под ним первый небольшой порожек. Далее под ещё одним мостом, на этот раз автодорожным, проходим порог Нахкопорог. После река разбивается на две протоки, а сразу за ними находится порог Лоухипорог.
После нескольких перекатов и непродолжительной гребли по плёсу мы услышим рёв порога. Это первый серьёзный порог — Хаудо (2-3 к. с). Проходим его по очереди. Порог Хаудо расположен на небольшом левом повороте, длина около 100–150 м. В конце порога у левого берега расположен остаток ряжевой стенки, к ней немного прижимает струёй. Заход в порог под правым берегом. Далее по основной струе (мелкие валы и бочки), ближе к левому берегу, на выходе бочка 0,5–1 м, пройти можно как справа, так и слева, а можно и через неё.
После порога есть большая стоянка, на которой мы разобьём лагерь. Вдоль порога Хаудо есть удобная тропа для обноса катамаранов. Вечером (если будут силы и время) или утром можно его будет пройти ещё несколько раз по договорённости с инструкторами.
ДЕНЬ 3
Утром собираемся и выходим. Через 20 минут подходим к порогу Кривой (2-3 к. с.). Порог Кривой — достаточно интересный и сложный порог, требующий лавирования в струе. Длина порога около 350 м. Сначала в пороге идёт быстроток с валами вдоль ряжа.
В Карелии во времена лесосплава углубляли реки, сужая русло. Для этого строили ряжевые стенки из брёвен и камней. Их остатки до сих пор часто встречаются на маршруте.
За ряжем суводь — это участок реки, где практически отсутствует течение, обычно такие участки образуются после каких-либо препятствий или поворотов русла. Проходим мимо неё левее по струе. Поворачиваем налево, целясь в основную бочку приблизительно по центру русла. Бочкой называют большой пенный вал с противотоком. Бочка может тормозить идущие катамараны, вплоть до их полной остановки. В таких случаях бочка может держать катамаран некоторое время, не пуская его плыть вперёд. После бочки струя идёт вдоль левого скалистого берега.
Вокруг Кривого порога красивые скалы. После порога около 150–200 м спокойной воды и высокие скалы по берегам. Сразу за этим участком начинается самый сложный и опасный порог на маршруте — Тахко-Падун 3 к. с. (категории сложности, бывают от 1 до 6).
Порог Тахко-Падун представляет собой огромный слив с котлом посередине. Котлом называют большую бочку, в которую струи воды попадают с разных сторон. В данном случае вода падает с подковообразного слива, приблизительно на 1,5 м вниз, образуя внутри подковы мощный противоток. Возможность прохождения порога определяют инструкторы в зависимости от уровня воды и подготовленности группы. Обычно этот порог проходится. При низком уровне воды обносится или проходится. Дети (до 18 лет) этот порог проходят по берегу, всегда! Фотографируем/снимаем прохождение порога. После прохождения небольшой перекус, и в путь!
После Падуна начинается самый большой плёс на маршруте 15 км. Плёсом называется участок реки без течения, где нужно грести вёслами. Мы проходим его под мотором. Места вокруг очень красивые. Высокие берега, заросшие соснами, острова с приятными стоянками. Постепенно река сужается и начинаются Ледмозерские пороги. Встаём сразу за порогом или чуть дальше на красивой стоянке с песчаным пляжем. Завтра у нас днёвка!
ДЕНЬ 4
Днёвка (то есть никуда не плывём сегодня, отдыхаем). Все вместе делаем походную баню (это непросто!), заготавливаем веники, купаемся, загораем, расслабляемся. Можно покататься на пороге Ледмозёрский. Желающие ловят рыбу, собирают грибы или ягоды. Готовим много вкусной еды, развлекаемся и кайфуем! отдыхаем от того, что было, и готовимся к тому, что ждёт нас впереди!
ДЕНЬ 5
Утром нас ждёт плёс, дальше река заметно сужается и начинается самая динамичная и интересная часть маршрута — сплошная череда порогов, шивер и перекатов. Шиверой называется участок быстротока с валами.
Проходим пороги Кильбо, Омас и после небольшого плёса подходим к порогу Никутный (2–3 к. с.). Это мощный и длинный порог, проходим по центру. Валы около метра, во второй трети порога слева есть интересная бочка около берега. Далее порог-перекат Железные ворота. Представляет собой длинную шиверу, протяжённостью 1 км. Порог состоит из 5 частей, разделённых участками быстрого течения. Считаем ворота!
Останавливаемся на песчаном берегу подкрепиться и двигаемся дальше. Впереди несложные пороги Ручей, Битуш, Раух (1–2 к. с.). Проходим порог Рокконен (2-3 к. с.), очень длинный порог. Необходимо хорошо лавировать и держаться струи, в русле много камней, в нижней части порога на выходе ощутимые валы более метра и бочки. После порога встаём на красивой и большой песчаной стоянке с огромными соснами.
ДЕНЬ 6
Можно поспать немного дольше, или половить с утра рыбу, пособирать ягоды. После Сосновских порогов и нескольких шивер добираемся до островов Шалсари, которые образуются вследствие разделения реки на множество рукавов.
Проходим порог Горшок (2–3 к. с.) с несколькими поворотами и бочками. Прохождение осложнено ряжевыми стенками с обоих берегов. Проходим порог Олений (2 к. с.) дальше до деревни Боровое. Это наша конечная точка маршрута. Места живописные и не похожие на те, что были раньше.
ДЕНЬ 7
С утра просыпаемся, завтракаем, моем/разбираем наши любимые катамараны. Обедаем, в это время приезжают наши машины с рюкзаками, перепаковываем вещи и уезжаем на поезд в Кемь.
Совет — можно переночевать в Кеми и съездить на пароме на экскурсию на Соловки. Очень интересное и атмосферное место (в стоимость похода не включено, исключительно по желанию).
Ближайшие походы
Сроки без дороги | Кто ведёт | Количество мест | Цена | Заявка |
---|---|---|---|---|
Сроки пока не опубликованы на сайте, вскоре они появятся! Отправьте заявку прямо сейчас, чтобы первым узнать об этом. |
- трёхразовое питание на маршруте
- прокат общегруппового снаряжения (включая палатки)
- прокат катамаранов, спасжилетов, гермомешков
- инструктор (опытный путешественник)
- автотранспортные переезды
- групповая аптечка
- ж/д билеты
- питание в поезде
- прокат личного снаряжения (спальник, пенка-коврик)
- карманные расходы
- 1 500 ₽ по Клубной карте
- Другие скидки
Как добраться
- Туда
Встреча группы с инструктором на ж/д вокзале станции Надвоицы в первый день похода в 22:50
Из Москвы:
Поезд 016А, отправление в 00:41 в первый день похода, прибытие в Надвоицы в 22:49
Из Санкт-Петербурга:
Поезд 016А, отправление в 10:10 в первый день похода, прибытие в Надвоицы в 22:49
- Обратно
Отъезд от станции Кемь
До Санкт -Петербурга:
Поезд 021Ч с отправлением в 20:38 в последний день похода.
В Москву:- Поезд 147С/285А: отправление на следующий календарный день после окончания похода в 01.45, прибытие на след день, после отправления в 01:03.
В Москву и Санкт-Петербург:
Поезд 015А: отправление на следующий календарный день после окончания похода в 06:17, прибытие на след день, после отправления в 07:19 в Москву и в день отправления в СПБ в 21:49.Участникам, путешествующим на машинах, и оставившим свой транспорт в Надвоицах в начале похода, рекомендуем также ночные поезда для возврата в Надвоицы за своим транспортом.
Участникам, отправляющимся на Соловки на следующий день, можно переночевать в гостинице на выбор или снять комнату - в Кеми много вариантов.
Отзывы участников
смотреть все отзывы (114)- 27.03.2024читать полностью
По прошествии почти года после похода решили наконец то написать отзыв. На вопрос у супруги, что писать, ответ был " Напиши, что всё было просто здорово"!!!! Огромное спасибо всей группе...
- 27.03.2024читать полностью
По прошествии почти года после похода решили наконец то написать отзыв. На вопрос у супруги, что писать, ответ был " Напиши, что всё было просто здорово"!!!! Огромное спасибо всей группе...
- 02.09.2023читать полностью
Ира и Леша вы просто невероятные ребята, спасибо вам большое за этот необычайно кайфовый отдых. Несмотря на не очень сложную реку, это мой самый запоминающийся сплав ;) Буду мониторить ваши...