Походы и путешествия с 2003 г.
Выбирайте среди 2328 путешествий
По Байкалу на байдарках: вдоль Большой Байкальской Тропы и Кругобайкальской ЖД: описание
- Регион: Байкал (все походы в этом регионе)
- Нитка:Город Иркутск — посёлок Бугульдейка — озеро Байкал — бухта Бабушка — бухта Роговик— бухта Песчаная — бухта Роговик —посёлок Большое Голоустное — падь Кадильная — падь Большая Сенная — деревня Большие Коты — посёлок Листвянка — КБЖД — мыс Толстый — мыс Половинный — город Слюдянка — город Иркутск
- Длина: 170 км (на байдарках)
- Сложность: средняя сложность, участникам с опытом
- Длительность: 13 дней (без дороги на поезде или самолете)
- Размер группы: от 6 человек до 14 человек
- Возраст: можно с детьми
дети от 14 лет в сопровождении взрослых - Что взять с собой
Путешествие на байдарках по самому глубокому и самому большому (по объёму пресной воды) озеру в мире. Да, это легендарный Байкал, древнее озеро тектонического происхождения с уникальной экосистемой и чистейшей водой, которое стоит увидеть хотя бы раз каждому.
Большая часть маршрута проходит вдоль диких берегов Байкала. Стоянки будут на пляжах на берегу, а также на туристических базах. Часть маршрута проходит вдоль знаменитой Кругобайкалке (КБЖД), по которой ходят туристические поезда, которые тянут настоящие паровозы. Увидеть настоящий паровоз — done. Местные его называют мотаня. Увидеть горы Хамар-Дабана, увидеть нерпу, бакланов, скалы, леса, чистейшую воду, дикие пляжи, пещеры, уникальную флору и фауну, совершить простые трекинги. Всё это ждёт вас на маршруте.
До XII—XIII веков Прибайкалье населяла монголоязычная народность баргуты. Позже на западном побережье и в Забайкалье начали активно расселяться буряты. Первые русскоязычные поселения появились в конце XVII — начале XVIII века. Сегодня большую часть жителей Прибайкалья составляют русские.
Байдарки.
Мы пойдем на комфортных и удобных модифицированных Вегах. Эти байдарки разрабатывались именно под запросы “Клуба Приключений”. Новые Веги – хороший компромисс между скоростью, удобством и безопасностью. Они устойчивые – перевернуться случайно практически невозможно. Лодки оборудованы удобными надувными сиденьями и упорами для спины. И главное их достоинство – скорость. Даже будучи сильно нагруженными вещами, новые Веги идут в среднем около 5 км/ч. Инструкторы научат правильной технике гребли и объяснят премудрости хождения на байдарке как в ветер, так и по волнам. На байдарках вместе с нами поедут все вещи – поход автономный, и мы будем максимально независимы от внешнего мира.
Погода. В июле — августе средняя дневная температура воздуха составляет около 20 °C, осадки редки. К концу сентября средняя дневная температура опускается до 10 °C. Температура воды летом — около 15 °C, к концу сентября опускается до 10 °C. В мелких бухтах вода прогревается существенно теплее. Ярко выраженные особенности местному климату придают байкальские ветра. Они имеют запоминающиеся названия: баргузин, сарма, верховик и култук.
Флора и фауна. В водах Байкала и на суше обитают более чем 3500 видов растений и животных, 80% из которых являются эндемиками, то есть встречаются исключительно в озере Байкал. Тут когда-то было много рыбы: осётр, налим, щука, хариус, таймень, сиг, омуль и другие виды. Знаете, почему вода в озере такая чистая и прозрачная? Дело в том, что 80% биомассы зоопланктона озера составляет рачок эпишура (эндемик) — этот рачок, а также пресноводные губки пропускают через себя воду и фильтруют её.
Вода содержит минимальное количество минеральных солей и обильно насыщена кислородом до самого дна. Зимой и весной она бывает синего цвета и становится наиболее прозрачной. Летом и осенью приобретает сине-зелёный оттенок и максимально прогревается солнцем.
Условия и комфорт. Жить и отдыхать вы будете в трёх-четырёхместных палатках. Внимание! Маршрут проходит по территории национального парка. Разведение костров разрешено только в специально оборудованных местах, поэтому еду группа будет готовить на газу, а костёр делать только там, где можно.
Программа по дням
ДЕНЬ 1
Мы едем в Бугульдейку — деревеньку на берегу Байкала. А пока едем, давайте узнаем, что это за место. В советское время тут был леспромхоз: сплавляли лес по одноимённой реке. В 90-х его закрыли, и сейчас деревня живёт за счёт туристов и фермерских хозяйств. Необычный факт: один из ветров на Байкале называется бугульдейка. Действительно, деревня знаменита своим горным ветром разрушительной силы, который может дуть до четырёх суток. Про местных коров даже говорят, что они научились ходить задом наперёд!
По дороге заезжаем в Мраморный карьер (остановимся и прогуляемся пешком 2 км). В прошлом здесь брали мрамор для скульптур. Спускаемся по лестнице в самый низ карьера, находим места для скалолазания.
Потом ещё один переезд, выгружаемся и идём 5 км до стапеля, где будем собирать наши байдарки. Затем обед, инструктаж и вот мы уже выходим на воду! Сегодня небольшой ознакомительный переход в 2,5 км. Доходим до тихого пляжа, где разбиваем свой лагерь. После ужина собираемся у костра и знакомимся! Впереди целое приключение — самое время всё обсудить и лучше узнать друг друга.
День 2
Бугульдейка — Дикая бухта
Поднимаемся рано утром, завтракаем, делаем зарядку. Сегодня мы выходим на воду, так что собираем лагерь и в путь! Инструкторы стараются выбирать то время, когда нет ветра и больших волн — это утром с 08:00 до 11:00 и вечером с 16:00 до 20:00. Днём, когда дует бриз с гор, делаем остановку на перекус или обед. Так будет проходить каждый ходовой день.
Идём вдоль скалистого берега, встречая могучие сосны и галечные пляжи. На одном из таких пляжей мы и встаём на стоянку. Посмотрите, какая великолепная природа вокруг!
10–15 км на байдарках
День 3
Дикий пляж — бухта Сенная
Сегодня мы проходим заброшенный посёлок Харгино. Название посёлка по-эвенкийски означает «урочище чёрного дьявола», а Харги в мифологии эвенков — злой дух тайги.
В конце XVIII века здесь начали добывать песок — в посёлке стояло около 30 домов-бараков, была школа, баня, конюшня с кузницей. Несмотря на тяжёлые условия, люди целыми семьями ехали сюда за хорошей оплатой труда. При добыче песка использовался труд как наёмных рабочих, так и заключённых — тут жили и работали до 300 арестантов. Обращаем внимание на остатки фундаментов в траве — они хранят немало историй! Разработка карьера закончилась ещё в 1954 году — к сожалению, посёлок уже давно разрушен. Единственным жителем Харгино в настоящее время является егерь.
Прибываем в бухту Сенная на новое место стоянки. Ужинаем, собираемся у костра, поём песни и играем в командные игры.
15–20 км на байдарках
День 4
Бухта Сенная — мыс Верхние Хомуты
Завтракаем в бухте. Красота! Сегодня мы посещаем огромный песчаный пляж в бухте Песчаная — он раскинулся аж на 750 м, а его ширина местами достигает 20 м. Здесь же мы отмечаем две скалы, напоминающие пирамиды — Большую Колокольню и Малую Колокольню. Именно они «отвечают» за формирование благоприятного микроклимата в бухте, так как закрывают её от всех ветров. В Малой Колокольне есть сквозной грот, который можно проплыть на байдарке, а Большая Колокольня когда-то славилась своим маяком, которого теперь больше нет. Отдыхаем в этом чудесном месте и идём дальше!
Доходим до мыса Верхние или Нижние Хомуты, разбиваем лагерь. Урок эвенкийского языка: «хомоты» — это «медвежье место». Места дикие и мишку здесь можно встретить и сейчас.
Завтра предстоит пройти немало, поэтому максимально расслабляемся и набираемся сил.
15–20 км на байдарках
День 5
Верхние Хомуты — Большое Голоустное
Сегодня у нас большой ходовой день! Идём весь день с перерывами на отдых и обед, приходим поздно вечером в посёлок Большое Голоустное. Эта деревня, расположенная в степи у озера, когда-то называлась «подкамень» — из-за окружения горами Приморского хребта.
Большое Голоустное — одно из старейших байкальских поселений, расположенное недалеко от устья одноимённой реки. С начала XIX и по середину XX века в селе и близ него наряду с бурятами жило немало эвенков, но различные перипетии свели численность этого исторического народа на нет. В посёлке когда-то стояла церковь, а до церкви — часовня (1709), в которой находилась икона святителя Николая. Церковь сгорела, сейчас на её месте стоит новый храм.
Встаём на турбазе в палатках. Вечером идём в баню. Если будет желание, сходим сегодня к Сухому озеру. Прогулка займёт пару часов, 6–8 км пешком. Сухое озеро — геологический памятник областного значения — примечательно тем, что раз в 4 года наполняется холодной родниковой водой, затем постепенно мельчает, доходя до сухого состояния. В 2019 и 2020 годах озеро было сухим.
25 км на байдарках
ДЕНЬ 6
Запасной день на случай непогоды или днёвка
Встаём на турбазе в палатках. Вечером идём в баню. Если будет желание, сходим к Сухому озеру. Прогулка займёт пару часов, 6–8 км пешком. Сухое озеро — геологический памятник областного значения — примечательно тем, что раз в 4 года наполняется холодной родниковой водой, затем постепенно мельчает, доходя до сухого состояния. В 2019 и 2020 годах озеро было сухим.
Можно сходить к пещере Охотничья, которую открыли относительно недавно — в 2006 году. Общая длина ходов 5 км, часть пещеры доступна без верёвок, туда мы и пойдём. Сталагмиты, сталактиты, летучие мыши — впечатления гарантированы! Есть большие залы, где можно ходить в полный рост. Поход в пещеру займёт весь день. От дороги до пещеры ведёт тропа длиной 3–4 км и набором высоты 800 метров, на пути есть пара неглубоких бродов через реку. Если после дождей уровень в реке поднялся, от радиалку к пещере поменяем прогулкой по гору с видом на деревню. Возвращаемся с прогулки и делаем баню.
День 7
Большое Голоустное — Падь Кадильная
Завтракаем и собираемся — байдарки уже соскучились по нам, а мы — по ним! Идём сегодня вдоль Большой Байкальской тропы. Проходим Падь Ушканью, останавливаемся на обед. Летом на этой стоянке множество цветов и встречаются дикие звери. Падь (в Сибири и на Дальнем Востоке) — горная долина без стока или с временным стоком, а также понижение на равнине (болотистая местность, балка).
Идём дальше. С воды виднеются зубцы скал на склоне — там мы и встанем на ночлег. В далёком прошлом тут была деревня и карьер, где добывали и жгли известняк, чтобы получить известь.
Приходим на стоянку и отправляемся в радиалку. Здесь есть две пещеры, которые мы посмотрим — Малая Кадильная и Кадильная. До пещеры Малая Кадильная около 1,5 км по тропе вдоль распадка. В пещере есть зал овальной формы размером 8 на 12 м. Сужающийся свод высотой 20 м заканчивается сквозным проёмом: это необычное и атмосферное место, к которому ведёт узкий лаз. В пещере были обнаружены следы древних кострищ и предметы быта железного века: клыки кабана, кости быка, лошади, нерпы и других животных.
Кадильная пещера расположена в правом распадке пади Малой Кадильной на высоте около 60 метров над уровнем пади. Пещера 16 м в длину, 2–4 м шириной и 2–3 м высотой. В пещере также найдены остатки культуры железного века, кости быка, лошади, кулана-джегетая.
Какой насыщенный получился день! Самое время отдохнуть и пообщаться у костра. До завтра!
15 км на байдарках
День 8
Падь Кадильная — Падь Сенная
Продолжаем движение вдоль Большой Байкальской тропы. Это один из самых живописных пеших маршрутов, но с воды виды ничуть не хуже. Мы обязательно будем делать остановки по пути, чтобы и с берега полюбоваться красочными пейзажами.
Недалеко от берега, в Сенной пади, раньше был золотоносный прииск иркутского купца Патушинского, который работал в этих местах в конце XIX—начале XX веков (добыча золота на Байкале началась в 1842 году). В настоящее время всё заросло травой, так что делать там нечего.
Приходим на место ночёвки, ставим палатки и готовим фотоаппараты — мы идём на скалу Скрипер! Оттуда открывается просто потрясающий вид на все окрестности, а ещё около вершины мы посетим пещеру площадью около 60 м². Горный массив Скрипера сложен редкой на Байкале породой — юрским конгломератом, представляющим собой песчаную породу с обкатанной галькой разнообразных размеров.
12 км на байдарках
День 9
Падь Сенная — мыс Толстый
Изюминка сегодняшнего дня — деревня Большие Коты. Своё название деревня получила по одной из версий от слова «котцы» — так называли ловушку для рыбы, зашедшей на нерест в реку. По другой версии — от слова «коты» (ударение на первый слог) — так называлась тёплая обувь, применяемая старателями золотых приисков в холодную погоду в болотистых местах.
Посёлок Большие Коты был основан как деревня золотоискателей и появился в середине XIX века. В начале XX века там был организован прииск, на котором трудились и каторжане, и вольнонаёмные. Работа в Больших Котах продолжалась вплоть до 1968 года, и за всё время там было добыто свыше 160 кг золота. Сейчас это место оживает летом, когда приезжают дачники и туристы. В посёлке также есть музей Байкаловедения — сходим туда на экскурсию, если он будет открыт.
16 км на байдарках
День 10
Мыс Толстый — 78 км КБЖД
Сегодня нам нужно выйти пораньше — впереди большой день. Садимся в байдарки и через час ходу приходим в Листвянку. Здесь растёт множество лиственниц (отсюда и название), а ещё в посёлке есть нерпинарий, где мы познакомимся с байкальскими нерпами. Дальше нам предстоит пересечь открытый участок Байкала, он же исток Ангары и он же — Иркутское водохранилище. После того как в 1958 построили ГЭС, на Ангаре уровень воды в Байкале поднялся на 1,46 м и Байкал стал считаться самым большим в мире водохранилищем.
В Листвянке заканчивается Большая Байкальская тропа, вдоль которой мы шли все эти дни. На другой стороне Ангары начинается Кругобайкальская железная дорога.
Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) — это «золотая пряжка стального пояса России» (то есть Транссибирской магистрали) и одна из самых красивых железных дорог страны. Как она появилась? Озеро Байкал было серьёзной преградой для Транссибирской магистрали. С западной стороны Транссиб выходил к Байкалу у истока Ангары, где была открыта станция Байкал, а с востока — у станции Мысовая (ныне город Бабушкин). Движение поездов по Транссибу было открыто в 1900 году, но первые пять лет поезда через Байкал переправлялись на паромах, а зимой переезжали озеро по льду по временным рельсам. Так было в течение пяти лет, пока в 1905 году стальной пояс России не замкнула его золотая пряжка.
Встаём в прекрасном месте на турбазе, а вечером делаем баню. Баня там новая, бревенчатая, с хорошей парилкой и выходом к Байкалу, так что после бани можно искупаться в озере. Прекрасно!
18–20 км на байдарках
День 11
78 км КБЖД — мыс Толстый (да, ещё один мыс Толстый)
Идём вдоль КБЖД: на пути будут тоннели, мосты на каменных опорах, арки и проходящие поезда — настоящие паровозы! У нас сегодня небольшой ходовой день и будет время, чтобы выйти на берег и прогуляться пешком по шпалам через туннель.
На склонах мыса Толстый растут редкие и растения-эндемики, а ещё отсюда открывается панорама мыса Толстый и Кругобайкалки в сторону посёлка Култук — не забудьте сфотографировать всё на память!
Встаём на ночёвку на чистом галечном пляже.
Внимание! КБЖД может быть закрыта из-за опасности встречи с медведями — участились случаи, когда медведи выходили к людям или лесных пожаров. Если нет, то мы скорректируем переходы — где-то немного изменим, где-то сделаем поменьше, а КБЖД посмотрим с катера.
12 км на байдарках
День 12
78 км КБЖД — 110 км КБЖД
Выходим пораньше — сегодня большой переход и много интересного впереди!
Продолжаем движение вдоль скальных утёсов и чуда инженерной мысли своего времени — КБЖД. Смотрим на тоннели, галереи, подпорные стенки, мосты. В районе бухты Берёзовой встречаем уже неиспользуемый тоннель, который обрывается прямо в воды Байкала. Любуемся одним из самых красивых мест КБЖД — подпорной стенкой «Итальянской».
Вечером проходим мимо самого длинного тоннеля КБЖД (778 м) и встаём на стоянку за ним на остановке 110 км КБЖД на мысу Половинный. Моем и разбираем байдарки.
Внимание! КБЖД может быть закрыта из-за опасности встречи с медведями — участились случаи, когда медведи выходили к людям или лесных пожаров. Если нет, то мы скорректируем переходы — где-то немного изменим, где-то сделаем поменьше, а КБЖД посмотрим с катера.
В этот день катер заберёт нас с мыса Толстый, мы покатаемся и увидим КБЖД, а затем вернёмся.
20 км на байдарках
День 13
110 км КБЖД — Листвянка — Иркутск
Сегодня нас ждёт день выезда с маршрута! В начале на катере до посёлка Листвянка, ( возможно вещи отправим на катере, а сами уедем до порт Байкал на местном паровозике - мотяня) От Листвянке на микроавтобусе уезжаем в Иркутск — в пути 70 км.
Обмениваемся контактами, желаем друг другу хорошего пути и говорим Байкалу «До новых встреч!».
50 км на катере 70 км на машине
Ближайшие походы
Сроки без дороги | Кто ведёт | Количество мест | Цена | Заявка |
---|---|---|---|---|
июнь 2025 | ||||
29.06 - 11.07.2025 13 дней, вс–пт | ||||
июль 2025 | ||||
15.07 - 27.07.2025 13 дней, вт–вс |
- прокат байдарок, вёсел, спасжилетов, гермомешков
- инструктор (опытный путешественник)
- трёхразовое питание
- проживание на туристических базах в палатках
- прокат общегруппового снаряжения (включая палатки)
- групповая аптечка
- билеты в нац парк
- авиа- и ж/д билеты
- прокат личного снаряжения (спальник, пенка-коврик)
- карманные расходы
- дополнительные расходы. Например, нерпинарий в Листвянке.
- 1 500 ₽ по Клубной карте
- Скидка за раннее бронирование
- Другие скидки
Как добраться
- Туда
Встреча группы в аэропорту Иркутска в 09:30. Можно прилететь заранее и переночевать в Иркутске.
- Обратно
Обратные билеты можно брать с 20:00 в последний день похода.
Отзывы участников
смотреть все отзывы (20)- 07.09.2024читать полностью
Отличная организация похода, включая изменения в маршруте, сделали это путешествие незабываемым. Байкал подкатил прекрасную погоду, группа собралась веселая, а инструкторы обеспечили прекрасную атмосферу отдыха. Всё супер.
- 15.08.2024читать полностью
Благодаря отличной погоде и прекрасной работе инструкторов сплав оказался - не бей лежачего. Мне лично не хватило гребли, могли бы и бОльший километраж делать. Раздражали крайне долгие сборы по утрам...
- 12.08.2024читать полностью
Царь Байкала полюбил этот маршрут — точно говорю. Во-первых, весь поход была прекрасная погода. Мы честно готовились к жести, волнам и дождям, но жесть задела нас по касательной. Как удалось...