Выбирайте среди 2871 путешествия

Фототур байкальский лёд — большая экспедиция по льду всего Байкала с севера на юг: описание

  • Регион: Байкал (все походы в этом регионе)
  • Нитка: Город Иркутск — город Северобайкальск — горячие источники Хакусы — посёлок Давша — посёлок Усть-Баргузин — остров Ольхон — посёлок Бугульдейка — посёлок Большое Голоустное — КБЖД — город Слюдянка — город Иркутск
  • Длина: 1000 км
  • Длительность: 14 дней (без дороги на поезде или самолете)
  • Размер группы: от 5 человек до 10 человек
  • Возраст: можно с детьми
    дети от 16 лет в сопровождении взрослых
Координатор:
  • Наталья
    Ваш проводник в мир воды!
группа похода фото прошлых походов

Наш тур по Байкалу подходит для фотографов и фотолюбителей: для тех, кто снимает как на профессиональную технику, так и на свой смартфон. Фототур — это путешествие, где не спешат, фототур — это путешествие для фотосъёмки. У нас будут все условия, чтобы комфортно и легко творить, наслаждаясь процессом.

Байкал — это завораживающие ледяные узоры и пещеры, это зимняя тайга с её обитателями, это бухты и горячие источники. Здесь мы окунёмся в настоящую волшебную сказку, как в любимых мультфильмах из детства! Будем встречать рассвет на льду, а ночью снимать звёзды. Наши гиды обучат всех желающих основам съёмки, а также расскажут про места и традиции края. За время похода мы станем настоящей креативной командой, которая вдохновляет и поддерживает друг друга. Готовы к своей лучшей зиме? Тогда поехали с нами!

Зимний Байкал — это про лёд. Лёд как космос, лёд цвета неба, чёрный, белый, голубой, зелёный — зависит от того, под каким углом на него смотришь. С фотоаппаратом мы сможем залезть в ледяные гроты и пещеры; наблюдать пузыри метана, застывшие в толще льда и даже рассматривать камешки на дне — в местах, где лёд совсем прозрачный. Что снимать на Байкале зимой? Безусловно, лёд — его рисунок трещин, пузырьков и сколов уникален и неповторим. А как красивы пещеры в ледяных сосульках на закате, когда лёд приобретает тёплые оттенки! 

Наш маршрут — это большая экспедиция по льду Байкала. На протяжении всего пути с нами будет 2 машины УАЗ буханка. Мы уделяем большое внимание безопасности, потому водители у нас из местных, тех, кто не один год уже ездит по льду Байкала. Кроме того, с нами всегда будет 2 машины. Может так случиться, что в связи с плохим льдом мы где-то проедем по берегу, или пересядем на Хувус, или изменим маршрут.

Но лёд — это ещё далеко не всё. Мы посетим самые разные локации и объекты и нам везде будет что запечатлеть. Например, на Ольхоне есть кони, которые свободно гуляют по острову, и мы попробуем найти такое стадо в заснеженной степи. А Байкальск, Хакусы, Давша и Хужир подарят нам опыт репортажной съёмки, где нужно всегда держать фотоаппарат под рукой и предугадывать кадр. Ходульные деревья в бухте Песчаная — это про пейзаж. А ещё мы пройдём пешком часть КБЖД и будем снимать в туннелях. Кадры получатся невероятные — не забудьте штатив!

Мы проедем на машинах около 1000 км от Северобайкальска до Слюдянки, искупаемся в горячих источниках в Хакусах, сходим на лыжах в тайгу, побываем в доме соболя и посетим музей в Давше. Мы посетим такие места, где нет туристов, где соболя выходят к людям, а кедровки берут орешки из рук!

От Северобайкальска до Хакус доберёмся на машине или хивусе, судне на воздушной подушке (в зависимости от состояния льда). От Хакус до Усть-Баргузина поедем на двух машины УАЗ — это связано с безопасностью: когда и как перемещаться по льду решает водитель. На Байкале тех, кто знает и умеет ездить по льду, зовут ледовыми капитанами.
Туристам на заметку: когда Байкал встаёт, дуют сильные западные ветра и на восточном берегу образуются торосы — нагромождения обломков льда. Поэтому бурятский берег — торосистый.

Остров Ольхон — это поистине лучшее место на Байкале для съёмки льда! В этой части маршрута мы всё время посвящаем фотосъёмке. Утром и вечером снимаем, днём отдыхаем и расслабляемся. Будет много переездов на машине по острову в охоте за хорошими кадрами пробудем здесь 1–3 ночи.

Юго-западный берег Байкала достаточно обжитой и потому интересности, которые тут есть у всех на слуху.

  • Бугульдейка — мраморный карьер.
  • Большое Голоустное — пузырьковый лёд.
  • Скала Скипер — откуда открывается вид на весь Байкал.
  • Листвянка.
  • КБЖД с её туннелями прорубленные в скалах и мостах.
  • Ну и, конечно, разнообраные пещеры и гроты со льдом.

Разница очень заметна между северо-восточным берегом и юго-западным. Север суровый, в меру дикий, не необжитой, туристы есть только в Хакусах. А на юге больше людей, и в топовых местах мы будем не одни. 

Особенности маршрута. По озеру на машине! Каждый год по льду Байкала прокладываются зимники для передвижения на машинах. Такие дороги существуют всего 1 месяц — с середины февраля до середины марта, после передвигаться по ним на автомобиле становится опасно. Байкал замерзает в начале-середине января, потом его постепенно заносит снегом. Солнце и ветер делают своё дело, и к марту лёд очищается от снега. За зиму его толщина становится около одного метра, а в заливах — до двух, поэтому такой лёд пригоден для перемещения на машине.

Погода. Это достаточно сложный поход! Зима — это всегда холодно. Та одежда, в которой вы ходите в городе, для зимнего Байкала не годится, в ней только перебежками от машины до домика передвигаться. Нужна хорошая тёплая одежда на -25 °C. Помним, что фотограф много времени проводит стоя рядом со штативом, но также он много ходит пешком. Так что одевайтесь слоями.

Условия и комфорт. Живём в тёплых домиках (удобства на улице). Домики простые, других на Байкале просто нет. Каждый вечер будет возможность зарядить технику. 

Питание, вода. Еду готовим все вместе на горелках. Кафе есть в Листвянке и, возможно, на Ольхоне. В кафе каждый платит за себя. 

Баня, гигиенические процедуры.   Душ будет не в каждом месте нашей ночёвки. Пару раз за поход у нас будет баня.

Техника

Аккумуляторы. Совершенно необходимо иметь несколько запасных аккумуляторов, лежащих в тёплом кармане. На морозе всё разряжается быстро, особенно при длинных выдержках (например, при съёмке звёздного неба). 

Флешки. Опыт показывает, что достаточно взять около 128 гб памяти на весь поход. Берите с запасом, чтобы не экономить место и снимать сериями (когда это нужно).

Штатив. У нас будет время им пользоваться — берите, если любите снимать звёздное небо и в сумерках.

Фильтры. Нейтрально-серый и поляризационный фильтры могут оказаться полезными.

Объективы. Широкоугольный объектив хорош для съёмки пещер и гротов, телевик пригодится для съёмки в Давше (если встретим живность).

Хранение. Чтобы не носить оборудование на плече, советуем взять рюкзак для фототехники. У нас будут небольшие переходы пешком и на лыжах.

Перчатки. В обычных перчатках не всегда удобно снимать на морозе, поэтому захватите с собой тонкие шерстяные перчатки, которые можно надеть под обычные.

Программа по дням

День 0

Иркутск — Северобайкальск

Чтобы начать наше приключение, нам нужно добраться до Иркутска. В Иркутск летают S7, «Победа» и «Аэрофлот» — прямые рейсы есть из Санкт-Петербурга и Москвы. Самолёты прилетают утром и днём. А далее до Северобайкальска летает авиакомпания «Ангара» — это малая авиация. Рейсы Иркутск — Северобайкальск (Нижнеангарск) есть во вторник и пятницу. Ну или садимся на поезд Иркутск — Северобайкальск — он ходит по нечётным дням в 23:05. Поезд идёт почти сутки и приходит в Северобайкальск на следующий день в 09:10.

День 1

Северобайкальск

Встречаемся на вокзале Северобайкальска, сегодня начинается наше путешествие! Туристы знают Северобайкальск как перевалочную точку, откуда стартуют походы по северу Байкала. Сейчас это маленький провинциальный городок, где течёт размеренная жизнь, однако, во времена строительства Байкало-Амурской магистрали, это был большой город. Мы попробуем отыскать здесь частички того, что напоминает о грандиозной стройке БАМ.

Сходим в музей БАМа на экскурсию, а потом отправимся отыскивать то, что осталось от великой стройки сейчас. Особое внимание уделим гаражам на берегу Байкала. Гараж тут может быть дачей, куда на выходные приезжают всей семьёй. Неповторимый русский стиль: кто-то организовал себе верхний этаж, кто-то построил полноценный дом, а кто-то баню. Экскурсий по Северобайкальску нет, поэтому мы разбиваемся по 2–3 человека и самостоятельно гуляем по городу, изучая и фотографируя окрестности. Интересный факт: когда после войны образовался Баргузинский заповедник, то всех эвенков, проживающих на его территории, выселили в Северобайкальск.

Вечером заселяемся в гостиницу или на съёмную квартиру. Знакомимся лучше друг с другом, тепло общаемся и обсуждаем наше предстоящее путешествие!


10 км пешком

День 2

Северобайкальск — Хакусы

Пожалуй, это будет самый жаркий день нашего похода! Почему? Мы едем отдыхать на источники! Хакусы — это лечебный курорт с горячими источниками на северо-восточном побережье Байкала. Само название «Хакусы» происходит от эвенкийского слова, означающего «жара» и «горячий». 

Горячие источники Хакусы (+42–46 °C) приносят невероятное наслаждение зимой. Вода в них схожа по составу с Северокавказскими: она гидрокарбонатно-сульфатно-натриевая. Эти источники лечат суставные болезни, а также кожные и гинекологические заболевания. Наш распорядок дня на источниках строится так, что утром и вечером мы ходим принимать ванны, а в остальное время дня гуляем по окрестностям. 

Сами Хакусы — это туристическое место, где снимать особо нечего. Но в паре километров есть хорошее природное местечко — бухта Турали, куда мы и сходим сегодня-завтра. Бухта Турали — это песчаные барханы и корявые лиственницы (их ещё называют бутылочные лиственницы). У комля кора деревьев утолщается и ствол начинает напоминать бутыль.

Завтра нас ждёт большой день, поэтому расслабляемся в Хакусах, чтобы набраться сил и энергии! Сегодня ночуем в домиках, но не забываем про тёплый спальник и пледы — они нам пригодятся.


50 км на машине

День 3

Хакусы и окрестности: Бухта Ая и озеро Фролиха

Просыпаемся, завтракаем. Если будет хороший свет для съёмки, то можем перенести завтрак на попозже. Фотографируем, собираемся и в путь! Сегодня мы пройдём 15 км пешком по льду до бухты Ая, а обратно поедем на машине.

В бухте Ая расположен кордон заказника Фролиха. Самое запоминающееся здесь — это сам домик, отделанный плавником, где живут сотрудники заказника. Тут же живёт лиса, с которой мы постараемся подружиться, а после сходим на водопад рядом с озером Фролиха. Красота!


15 км пешком

День 4

Хакусы — Давша

Поездка на больших УАЗах по льду: такого «такси» ни в одном приложении не закажешь! Сегодня нам предстоит переезд на двух машинах до Давши (по зимнику). По пути обязательно делаем остановки для фотосъёмки. 

«Давше» в переводе с эвенкийского означает «луга», «широкая открытая местность». До конца восьмидесятых годов двадцатого века здесь располагалась центральная усадьба Баргузинского заповедника. Сейчас на зиму остаётся всего пара человек — это люди, которые всю жизнь посвятили изучению и охране природы Байкала. С советских времён в этом месте остался музей, посвящённый природе Баргузинского заповедника, мы сходим туда вечером на экскурсию.
Давша интересна тем, что животные здесь живут рядом с людьми. В этом году, как пишут сотрудники заповедника у себя в блоге, в посёлке на зиму остался лис. Его не смущает наличие людей, его привлекают мыши, на которых он охотится. Ну а мы с вами займёмся фотоохотой!

Вдоволь нагулявшись, возвращаемся в наши домики, где нас ждёт походный ужин.


120 км на машине

День 5

Давша

Ура, днёвка и насыщенная программа: сегодня мы весь день пробудем в чудесном посёлке Давша, познакомившись с историей Баргузинского заповедника.

А вы знаете, кто в тайге самый опасный зверь и куда делся омуль? Сегодня мы найдём ответы на эти вопросы. А ещё, вместе с сотрудником заповедника, мы пройдём на лыжах по зимней тайге и поищем следы соболей (на зиму в Давше устанавливают кормушки для соболей и птиц). Зимняя тайга, живность которая приходит к кормушкам — всё это прекрасные сюжеты для фотографии. Как из сказки!

Вечером обмениваемся впечатлениями, пьём горячий чай, а может, и поиграем в какую-нибудь игру. За эти дни мы успели стать командой, а кто-то, может, нашёл себе доброго друга на всю жизнь.


15 км пешком

День 6

Давша — Усть-Баргузин

Сегодня у нас переезд до Усть-Баргузина, проедем целых 120 км по льду Байкала. Этот участок редко посещается туристами, но он довольно примечателен: этим летом мы ходили здесь на байдарках и нашли гроты и пещеры. Пещеры там просто огромные, а некоторые даже сквозные и через них можно пройти. Попробуем подъехать туда на машине.  

Мы увидим Чивыркуйский залив, который считается самым красивым заливом на Байкале. Зимой на льду залива устанавливают юрты для рыбаков — словно целый ледяной городок здесь появляется. В Чивыркуйском заливе 7 островов: Большой Бакланий, Большой Кылтыгей, Малый Кылтыгей, Белый Камень, Святой Елены, Покойницкий Камень и Коврижка. Нам интересны те острова, где гнездятся бакланы — представляете, деревья, после того как на них поселяются бакланы, покрываются белым слоем навоза и умирают! Будет здорово поснимать белые деревья белой зимой.

Мы также увидим верхнее изголовье полуострова Святой Нос, которое издали похоже на морду осетра, а потом заедем на Змеевые источники — термальные источники с горячей водой. Посетим кордон нацпарка Монахово и по перешейку, отделяющему Святой Нос от материка, проедем до Усть-Баргузина, где и остановимся на ночь.


150 км на машине

День 7

Переезд на Ольхон

Сегодня мы пересечём Байкал с востока на запад. Будем останавливаться по дороге и фотографировать трещины и торосы. Дело в том, что лёд на Байкале днём нагревается на солнце, а ночью охлаждается, потому и образуются становые трещины, которые достигают 2–3 м в ширину и много км в длину. Как правило, они образуются в одних и тех же местах, немного смещаясь от года к году. А ещё образование трещин сопровождается адским гулом и грохотом, обычно ночью. Не переживайте, опытные водители знают, где в этом году образовались трещины, выбирая оптимальную траекторию движения. 

Как же удивителен Байкал зимой! Остановиться и постоять на льду, когда под тобой 1,5 км глубины — это, конечно, незабываемо. Что ж, нас ждёт Ольхон!

Вечером сходим к скале Шаманка. Пожалуй, это самое популярное и известное место на Байкале. Возможно, сходим в баню.


200 км на машине

День 8-9-10

Ольхон

Эти дни проведём на острове Ольхон. Это самое популярное место, куда зимой приезжают на лёд Байкала. Живём в тёплом домике и ездим по интересным местам. Большое море (посёлок Узуры), пролив Ольхонские ворота, мыс Хобой, мыс Шибетский, остров Огой, остров Замогой, остров Еленка, остров Ольтрек, остров Харанцы, остров Беленький, остров Хубын, залив Улан-Хушин и озеро Нурское.

Мы знаем, что нужно фотографу, чтобы привезти из поездки хорошие кадры. У нас не запланировано на Ольхоне экскурсий, т. е. всё время здесь мы посвящаем фотосъёмке. По Ольхону мы передвигаемся на машинах типа УАЗ-буханка, которые готовы везти нас в любое время и любое место, куда мы захотим.

Нас ждут рассветы и закаты у ледяных пещер, съёмка звёздного неба, где нет засветки от жилых домов. Маршрут на день строится исходя из погоды, желаний группы и возможности безопасно туда добраться.


100 км на машине
10 км пешком

День 11 

Ольхон — Бугульдейка 

Через пролив Ольхонские ворота движемся на юг Байкала до посёлка Бугульдейка. После пролива Ольхонские Ворота берега идут скалистые, тут не так часто бывают туристы, поэтому найти хорошие гроты с не обломанными сосульками будет несложно. Ещё будет Бухта Песчаная, отличительной особенностью которой являются сосны с корнями наружу и небольшие гроты.

Ночевать будем в Бугульдейке — этот обычный посёлок на берегу Байкала в последние время ожил благодаря туристам. Для нас представляет интерес заброшенный мраморный карьер. Он, кстати, считается одним из самых больших в России. Весьма необычно это место смотрится зимой. Белый мрамор на белом снегу. А на фоне всего белого, остатки железяк, которые когда то были тем, при помощи чего добывали мрамор. Ещё стоит сказать, что зимой по долинам рек дуют адские ветра. А Бугульдейка — это ещё и название ветра, который дует с гор Восточных Саян. В общем, дуть будет хорошо.

Сама по себе деревенька весьма редко посещается туристами. Это тот небольшой кусочек Байкала, где жизнь сохранилась такой, какой она была до туристического бума на Байкале. Если по льду будет небезопасно передвигаться, то мы поедем по земле вокруг!


150 км на машине

День 10 

Бугульдейка — Большое Голоустное

Сразу за Бугульдейкой продолжаится скалистый берег, тянется до бывшей деревни Харзино. В этом месте когда-то нашли хороший песок, годный для производства стекла. В то время норм была деревня, даже школа была. Сейчас всего этого уже нет. Есть дом, где живёт егерь нацпарка.

Место нашей ночёвки Большое Голоустное. Место, где природный газ поднимается к поверхности и образуются пузырьки. Как это происходит? Донные отложения выделяют газ метан, который поднимается пузырьками к поверхности и замерзает слоями.

Зимой сюда приезжает много людей посмотреть на вмёрзшие в лёд пузырьки. Мы тоже здесь проведём достаточно времени, чтобы поснимать это место на закате и восходе.


100 км на машине

День 11 

Большое Голоустное — КБЖД 110 км

Движемся на юг вдоль Большой Байкальской тропы. Здесь есть смотровые точки, откуда открывается вид на Байкал, есть небольшие пещеры. Если снег позволит, заберёмся куда-нибудь. Например, гора Скипер — хорошее место: и вид отличный на весь Байкал, и тропа наверх несложная, зимой посмотрим, сколько там снега будет. Ещё одна особенность сегодняшнего дня — это мыс Кадильный, тут в глубине Байкала есть горячие ключи, и потому в этом месте образуются пропарины. 

Посмотрим также небольшую деревеньку Большие Коты. Летом тут дачники и туристы, зимой она должна быть весьма пустынной, где приятно побродить среди домов и пофоткать. Кстати, Коты — это не про котов, а про женскую обувь XVIII–XIX вв.

Далее нас ждёт посёлок Листвянка, тут много туристов и нет никакого сервиса, поэтому мы здесь не задержимся, хотя и можем пообедать в небольшой хинкальной. После Листвянки начинается КБЖД — очень дорогая железная дорога для времени когда её строили. В посёлке Порт Байкал находится музей КБЖД, сходим туда на экскурсию. После постройки транссибирской магистрали КБЖД стала не нужна. Сейчас там ходит «мотаня» — это поезд для местных, который состоит из одного плацкартного вагона зимой и двух летом. На КБЖД интересные арки и мостики.

Ночуем на мысе Половинном это сотый километр КБЖД, тут находится самый длинный туннель и есть живописный мост.


100 км на машине

День 12–13 

Это запасные дни на случай непогоды. Дорога сложная, можем где-то застрять из-за погоды, может машина сломаться. Если будет всё хорошо, то эти дни проведём, например, на Ольхоне, или съездим в Баргузинскую долину к шаманским местам, или к горячим источникам. На Байкале много мест, куда можно съездить, так что чем занять ещё пару деней найдём. 

День 14 

КБЖД 110 км — Слюдянка — Иркутск

Сегодня наш путь идёт вдоль КБЖД, красивые участки будем проходить пешком, пройдём около 10 км, возможно, больше. Рядом едут наши машины, куда мы можем пересесть, если устанем. Но чтобы прочувствовать КБЖД, всё же нужно по ней пройти, да и фотографировать тут хорошо с путей, а не со льда.

Вечером будем в Иркутске. Билеты брать на следующий день после окончания похода. 


200 км на машине

Ближайшие активные туры

Сроки без дороги
Кто ведёт
Количество мест
Цена
Заявка
Эта программа в настоящее время не проводится.
Вы можете выбрать другую из 2 871 запланированного путешествия!
Подпишитесь на новости и будьте готовы к приключениям!
Что включено в стоимость:
  • трансферы по программе
  • проживание в отелях и гостевых домах
  • трёхразовое питание
  • опытный путешественник (инструктор)
  • опытный фотограф (фото-гид)
Что не включено в стоимость:
  • авиабилеты до Иркутска
  • ж/д билеты до Северобайкальска

Как добраться

  • Туда

    Встреча с гидом-организатором у главного входа ж/д вокзала Иркутска в 22:00 — за час до отправления поезда в Северобайкальск. Также можно встретиться в отеле Северобайкальска (для тех, кто добирается альтернативными путями).

    Из Санкт-Петербурга до Иркутска летает S7, прямой вылет из СПб в 11 утра, прилетает в Иркутск в 22 часа. Ночёвка в отеле (не входит в стоимость) и на следующий день в 23 часа на поезде в Северобайкальск (не входит в стоимость).

    Также можно добраться с пересадкой в Москве. Из Москвы до Иркутска летают «Победа», «Уральские авиалинии», «Аэрофлот». Самый удобные рейсы «Победы» и «Аэрофлота» вылетают из Москвы вечером, прилетают в Иркутск утром. Днём можно погулять по Иркутску, а вечером на поезде ехать в Северобайкальск.

  • Обратно

    В Санкт-Петербург и Москву удобно вылетать утренними рейсами на следующий день после окончания похода.